О служении двух Литургий

Источник

Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня – откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня – в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий – ранней и поздней, а иногда и более.

В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что

1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов – одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения – позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII веке в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы1;

2) совершаемый в конце часов во все вышеупомянутые дни чин изобразительных есть не что иное, как начало литургии. Он отправляется в эти дни именно потому, что литургия, будучи начинаема вечерней, не имеет этой своей части. Следовательно, там, где совершаются две литургии, возможно начало ранней литургии обычным порядком – с пения изобразительных;

3) литургия в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу начинается вечерней не потому, что она служится по чину святого Василия Великого, а потому, что, по Уставу, она должна совершаться во второй половине дня, ближе к вечеру. В Благовещение Пресвятой Богородицы, если это день постный, литургия также начинается вечерней, но совершается она по чину святого Иоанна Златоуста. Иначе говоря, вечерня не составляет принадлежности литургии святого Василия Великого. И следовательно, при совершении двух литургий ранняя литургия может быть совершаема по тому же чину святого Василия Великого, но без вечерни, будучи начинаема изобразительными, как это бывает в день памяти святого Василия 1 января и в воскресные дни Великого поста. Кстати, указание Церковного Устава на совершение литургии святого Василия Великого 1 января, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу, то есть десять дней в году, не следует понимать в смысле ограничения этого чина десятикратным служением его в течение года. Литургия святого Василия Великого в древности была наиболее распространенной в Восточной Церкви, совершалась в великие праздники и во все воскресные дни, тогда как литургия святого Иоанна Златоуста составляла принадлежность вседневного богослужения. Церковный Устав, указывая совершение литургии святого Василия Великого в перечисленные выше десять праздничных дней года, делает это не из соображений ограничения этого чина, а в целях сохранения древней традиции совершения этой литургии во все праздничные дни – хотя бы в эти великие дни. Поэтому нет никакого основания и было бы в прямом противоречии с древнецерковной традицией совершать в эти дни раннюю литургию по чину святого Иоанна Златоуста;

4) хотя 24 декабря совершается память преподобномученицы Евгении, а 5 января – мучеников Феопемпта и Феоны и преподобной Синклитикии, молитвенное чествование их заканчивается в эти дни на утрени. Начиная же с часов, служба посвящается только наступающим праздникам Рождества Христова и Богоявления и святым уже не положено ни тропаря и кондака по входе, ни апостольского и евангельского чтения;

5) поемое на литургии по входе «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» представляет древний входной стих, текст которого изменялся применительно к содержанию того или иного праздника, так что употребляемые теперь в нем фразы «воскресый из мертвых», «молитвами Богородицы», «во святых дивен Сый», как и прилагаемые в дни попразднств Господних двунадесятых праздников «рождейся от Девы», «плотию распныйся» и другие, являются вставками в этот стих. Неизменяемым было «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуиа».

В свете сказанного представляется возможным совершение ранней литургии в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и Великую Субботу по следующему чину.

Читаются обычные 3-й и 6-й часы с тропарями: 24 декабря – «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...»; 5 января – «Возвращашеся иногда Иордан...»; 25 марта – «Днесь спасения нашего главизна...»; в Великий Четверток – «Егда славнии ученицы...».

В Великую Субботу – на 3-м часе: «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Егда снизшел еси...», на 6-м – «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Мироносицам женам...».

По Трисвятом на всех часах кондаки: 24 декабря – «Дева днесь Превечное Слово...»; 5 января – «Всех, Христе...»; 25 марта – «Взбранной Воеводе...»; в Великий Четверток – «Хлеб приемь в руце...»; в Великую Субботу – «Бездну заключивый...».

В Благовещение Пресвятой Богородицы в конце каждого часа после «Молитвами святых отец наших...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина.

Литургия начинается возгласом «Благословено Царство...», после чего следуют, как в обычное время года, великая ектения и пение изобразительных: «Благослови, душе моя, Господа» и пр., с малыми ектениями после 1-го и 2-го антифонов, и «Во Царствии Твоем». Блаженны прилагаются из 3-й песни на четыре и 6-й на четыре (24 декабря и 5 января – из канона предпразднства, 25 марта – из канона праздника, в Великий Четверток и Великую Субботу – из канона дня).

По входе – в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и в Великую Субботу поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». В Благовещение же в этот стих делается вставка (как на всякий Богородичный праздник) «молитвами Богородицы...».

Далее в навечерия Рождества Христова и Богоявления поется тропарь предпразднства, «Слава, и ныне» – кондак.

В праздник Благовещения – Тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак.

В Великий Четверток – «Егда славнии ученицы» (на 8-й глас). «Слава, и ныне» – кондак «Хлеб приемь...».

В Великую Субботу – «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел...», «Мироносицам женам...» (все на 2-й глас), «Слава, и ныне» – кондак «Бездну заключивый...».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Благовещение и в Великий Четверток поется Трисвятое, а в Великую Субботу – «Елицы во Христа крестистеся...».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие во всех случаях – положенные на литургии данного дня.

В Великую Субботу после Апостола вместо аллилуиария поются стихи из 81-го псалма: «Воскресни, Боже...» – на 7-й глас. Переоблачение для священнослужителей в светлые ризы относится на позднюю литургию. Раннюю следует служить в багряных или иных цветных ризах, но не в черных.

По прочтении Евангелия литургия идет по обычному чину: в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу – святого Василия Великого, а в Благовещение Пресвятой Богородицы – святого Иоанна Златоуста.

В Великий Четверток вместо Херувимской песни – «Вечери Твоея тайныя...» (два раза до Великого входа, без «аллилуиа», и в третий раз – по входе, с «аллилуиа»), а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча...».

За «Достойно» в навечерия Рождества Христова и Богоявления – «О Тебе радуется...»; в Благовещение – «Благовествуй, земле, радость велию...» и «Яко одушевленному Божию Кивоту...»; в Великий четверток – «Странствия Владычня...»; в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати...».

Причастный стих – литургии данного дня, а в Великий четверток – «Вечери Твоея тайныя...».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления после ранней литургии совершать славление Христа, как это указано в Типиконе, не следует. Также не следует совершать после ранней литургии в Великую Субботу благословение хлебов и вина. Все это Уставом приурочено к концу дня и, следовательно, должно быть совершено после поздней литургии.

По окончании ранней литургии, когда приспеет время для служения поздней, поется последование часов и изобразительных по чину, положенному на данный день, затем совершается сама литургия в соединении с вечерней, как указано в Типиконе.

* * *

1

Святоотеческий типикон 1122 года (опубликован в Пападопуло-Керамевс. Ἀνάλεκτα.Σ. 147)


Источник: Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. / Успенский Н.Д. - Собрание трудов. Том 3. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – 432 с. / О служении двух Литургий. 121-125 с. ISBN 978-5-94625-199-0

Комментарии для сайта Cackle