Литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, поскольку принято приступать к Святой Чаше натощак.
История
Евхаристический пост не практиковался первыми христианами, поскольку первое время Евхаристия совершалась непосредственно за трапезой. Традиция поститься перед принятием Святых Христовых Тайн распространялась в Церкви постепенно. Утверждается, что эта традиция зародилась в Северной Африке, возможно, в III в. В конце IV века Гиппонский и III Карфагенский собор ввели требование того, чтобы причастие принималось только натощак (кроме Великого четверга). Вместе с тем известно, что о соблюдении поста перед принятием Тела и Крови Христовых свидетельствовал свт. Иоанн Златоуст. «А ты, – учил он, – если прежде причащения постишься, чтобы сколько-нибудь оказаться достойным причащения, то после причащения, когда надлежало бы усилить воздержание, погубляешь все» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам).
По свидетельству блж. Августина, в начале V в. этот обычай был уже всеобщим. «Св. Духу угодно было, – утверждал он, – чтобы в честь этого таинства в уста христианина прежде Тела Господня не входило никакой другой пищи. Вот почему этот обряд содержится всем миром» (прот. А. Горский. Древне-христианская практика Причащения Св. Таин, по памятникам письменности и искусства).
Запрет на потребление пищи перед причастием зафиксирован и в 29-м каноне Трулльского собора (691 г.), при этом не было сделано исключение и для Великого четверга. Есть мнение, что изначально евхаристический пост предполагал полный отказ от любой пищи и питья со времени подъема от ночного сна, но в Средневековье стало принято практиковать полное воздержание, начиная с полуночи. Косвенное свидетельство о необходимости полного воздержания перед причастием содержится также в 16-м «каноническом ответе» Тимофея Александрийского.
Евхаристический пост в дни ночных служб
В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов.
Комментировать