Небе́сная Литурги́я —
1) Богословское понятие, выражающее положение о том, что Небесные силы (ангелы и святые из числа людей) непрестанно служат Богу, возносят молитвы, воспевают Его (в данном случае литургия понимается как богослужение в широком значении слова);
2) Богословское понятие, указывающее на участие Небесной Церкви в совершении Божественной Литургии;
3) сюжет фресковой живописи.
Самое раннее описание небесной литургии находится в книге Откровения (Откр.4-5). Здесь сначала в главе 4 говорится, что 24 старца («старцы» – пресвитеры, то есть старейшины, ангелы) «день и ночь» (непрестанно) поклоняются Богу, прославляют Его в своих гимнах. Затем в главе 5 описано, как 24 старца поклоняются Агнцу: падают ниц перед ним, держат арфы и «золотые чаши, полные фимиама»; фимиам символизирует молитвы святых, то есть христиан. Это значит, что и христиане в своих молитвах уже сейчас участвуют в небесной литургии.
В творениях св. Дионисия Ареопагита (V в.) и преп. Максима Исповедника (VI в.) христианская литургия понимается как отражение небесной литургии.
Сослужение Земной и Небесной Церкви на Божественной Литургии
- В совершении Божественной Литургии участвует Земная и Небесная Церковь.
- Евхаристическая Жертва воспроизводит Крестную Жертву. Согласно Константинопольскому собору 1157 г., Христос есть сама Жертва (по человеческому естеству), Тот, Кто приносит эту Жертву (Себя в Жертву по человеческому естеству), и Тот, Кто принимает эту Жертву (по божественному естеству) со Отцом и Святым Духом.
- Со стороны Небесной Церкви в Литургии соучаствуют Ангелы и святые из числа людей (на Литургии им возносятся молитвы, и они воспринимают эти молитвы, «отвечают» на них); на Проскомидии за них изымаются частицы из просфор и полагаются на дискосе; ангелы и святые из числа людей тоже причащаются божественной благодати, но невещественно.
Песнопение Литургии Преждеосвященных Даров
Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится. Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы Жи́зни ве́чныя бу́дем. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
[Перевод: Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия.]
Херувимская песнь
И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа.
[Перевод: Таинственно изображая Херувимов, и Животворящей Троице трисвятую песнь с ними вместе воспевая, оставим все житейские заботы, чтобы принять Царя вселенной, невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия.].
Литература по теме
- Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви свящ. Михаил Желтов
- Сказание царя Анфилога о святой литургии Н.Ф. Сумцов
Комментировать