Та́инства — (от греч. μυστήριον — тайна, таинство) — священнодействия Церкви, в результате которых верующим, по мере их веры, преподаются определенные Дары Святого Духа, осуществляется единение с Богом, причём, настолько полно, насколько это возможно в условиях земной жизни, с учётом характера Таинств и личной веры участников.
Другое определение таинства дает прот. Владимир Воробьев: «Таинства — это те подаваемые в Церкви благодатные действия Святого Духа, которые кардинально меняют жизнь человека, дают ей новые свойства, новое качество».
Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.
Количество таинств
В настоящее время в Православной Церкви к таинствам относят:
Все остальные священнодействия относят к числу обрядов.
Учение о седмеричном числе таинств выражено в Катихизисе, православных символических книгах (например, «Исповедание православной веры Восточной Церкви» 1672 г., «Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. и др.). Особенно ясно эта идея выражена в «Послании патриархов…», в котором седмеричное число таинств обосновано установлением каждого из них в Новом Завете:
«Веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх седми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании, равно как и прочие догматы православной Веры.
И во-первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф.28:19); «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:16).
Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: «Вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше» (Лк.24:49), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел (2Кор.1:21–22), а яснее Дионисий Ареопагит.
Священство основывается на следующих словах: «Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24); также еще: «Еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах» (Мф.16:19).
Бескровная Жертва – на следующих: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое» (1Кор. 11:24), «пийте от нея вси, сия... есть кровь Моя Нового Завета» (Мф.26:27–28); «Аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53).
Таинство брака имеет основание в словах самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете (Быт.2:24); каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: «Еже... Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф.19:6; Мк.10:9). Апостол Павел брак называет «великою тайною» (Еф.5:32).
Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утверждается на сих словах Писания: «Им же отпустите́ грехи, отпустятся им; и им же держите́, держа́тся» (Ин.20:23); также: «Аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лк.13:3).
О таинстве Святого елея, или молитвованном Елее, упоминает Евангелист Марк, яснее свидетельствует брат Божий (Иак.5:14–15)»
Однако следует сказать, что учение о семи таинствах является следствие католического влияния на православное богословие. В реальности древняя святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. Святители Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Александрийский говорили о трех главных таинствах: Крещении, Миропомазании и Евхаристии.
Автор корпуса «Ареопагитик» (Псевдодионисий) и преп. Феодор Студит называли 6 таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, монашеский постриг и погребение. В XV веке митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.
С XVII века католическое учение о семи таинствах становится общепринятым на Востоке; только в XX веке отдельные православные богословы (протоиерей Сергий Булгаков, протопресвитер Николай Афанасьев, митрополит Каллист (Уэр), святой архимандрит Иустин (Попович) и др.) стали настаивать на том, что не следует количество таинств ограничивать общепринятым списком и необходимо допускать большее число таинств.
Видимая и духовная сторона таинств
В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование. Собственно «тайной» и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия.
При этом видимая часть (чинопоследование таинства) может менять и она действительно менялась в течение истории (многие чинопоследования были зафиксированы не в силу признания их совершенства, а просто по причине изобретения книгопечатания и распространения в большом количестве одного и того же текста).
В будущем в случае необходимости Церковь имеет право изменить чин таинства, однако случиться это может только решением высшего священноначалия, но ни в коем случаем произволением отдельного священника или епископа.
Тайносовершительная формула
Еще одним последствием католического влияния на православное богословие в учении о таинствах является понятие о «тайносовершительных словах». Эта концепция предполагает, что в каждом таинстве есть некий кульминационный момент, во время которого само таинство и совершается: в таинстве Крещения — погружение в купель с произнесением тринитарной формулы, в Исповеди – чтение священником разрешительной молитвы, в литургии – молитва эпиклезиса «Еще приносим Ти…» (особенно слова «И сотвори убо хлеб сей…» и далее). Правильное произнесение этой формулы гарантирует совершение таинства.
Получается, вся остальная часть чинопоследования рассматривается как вторичная по своему значению. Современные православные богословы говорят о необходимо преодоления такой ситуации, а то и вовсе об отказе от самого понятия тайносовершительной формулы и признания принципиального значения всего чина таинства.
В частности, Малков П. Ю. пишет: «Учение о тайносовершительной формуле, в ее магическом «заклинательном» понимании, глубоко чуждо православному богословию», а прот. Владимир Воробьев как бы добавляет: «Православное учение о таинствах утверждает, что они совершаются Самим Господом Иисусом Христом действием благодати Святого Духа при исполнении священнослужителем с верой, любовью, смирением и благоговейной молитвой благословлённого Церковью священнодействия, а не в силу простого произнесения тайносовершительной формулы и формальных действий».
Цитаты о таинстве
«Таинство – это внешний и видимый знак внутренней и духовной милости».
блаж. Августин
«Всякое действие Церкви всегда в некотором смысле является таинством. Но Церковь выделяет семь главных таинств, которые отличаются от остальных тем, что в них дается некое особенное, новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который изменяет жизнь человека – качественно изменяет. Поэтому не всякая молитва и не всякий молебен называются таинствами».
протоиерей Владимир Воробьев
«Мы веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, и что их семь. Ни менее, ни более этого числа Таинств в Церкви мы не имеем, поскольку любое другое число Таинств, кроме семи, есть произведение еретического безумия. Седмеричное их [число] было установлено в Святом Евангелии и почерпнуто из него же, подобно другим догматам Кафолической Веры».
Исповедание православной веры Восточной Церкви
«Таинство (μυστήριον, sacramentum) иногда употреблялось у древних христианских писателей, как и у нас употребляется, в смысле более обширном. Потому неудивительно, если некоторые из них, весьма, впрочем, немногие, иногда называют таинствами чин пострижения монашеского, молитвы, возносимые за умерших, и под. Но в строгом смысле ни означенный чин, ни молитвы за умерших никогда в Церкви не признавались таинствами, в каком принимала она только семь таинств».
митр. Макарий (Булгаков)
«Со Христом соединиться, ради чего и пришел Спаситель, всячески возможно тем, кои приходят к Нему, ради чего и все терпят и соделываются такими, как и он Сам. Он соединился с плотью и кровью, чистыми от всякого греха и от начала будучи Богом по естеству, Он обожил и то, чем сделался после, то есть человеческое естество, а умирая, Он умер и плотью и воскрес. И так желающему соединиться с Ним надлежит и плоть Его принять и в обожении участвовать и гробу приобщиться и воскресению. А затем и крестимся мы, чтобы умереть Его смертью и воскреснуть Его воскресением; помазываемся же, дабы соделаться с Ним общниками в царском помазании обожения. Когда же мы питаемся священнейшим Хлебом и пьем божественную чашу, сообщаемся той самой плоти и той самой крови, которые восприняты Спасителем и таким образом соединяемся с Воплотившимся за нас и Обоженным и Умершим и Воскресшим».
праведный Николай Кавасила
«Бог, учреждая Таинства, как бы так говорил человеку: «Поскольку силы твои недостаточны и вера твоя слаба, то Я обещаюсь помогать тебе, восполнять твои недостатки. Но ты можешь не чувствовать Моих действий, можешь не ощущать подаваемой Мною помощи. Для сего вот тебе знаки – Таинства, и потому всякий раз, когда увидишь, что с тобою совершается, или что тебе преподается какое-либо из сих, установленных Мною, Таинств, знай, что Я невидимо касаюсь тебя"».
свт. Иннокентий Херсонский
Литература по теме
- Раздел «7 церковных таинств»
- Таинства и обряды Православной Церкви прот. Геннадий Нефёдов
- Таинства в Православной церкви Петр Малков
- Таинства Церкви еп. Александр (Милеант)
- Учение Церкви о Таинствах Послание восточных патриархов
- Православное учение о церковных Таинствах Материалы богословской конференции
- О Таинствах Церкви митр. Макарий (Булгаков)
- Семь слов о жизни во Христе прав. Николай Кавасила
- ВИДЕО. Таинства
- Таинства Церкви
- Кроссворд «Таинства»
- Вопросы и ответы: таинства
- Фотовикторина. Таинства Церкви
Комментировать