- Понятие о браке как установлении Божием
- Брак как Таинство
- В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием?
- Осуждение ложного отношения к браку в церковных канонах
- Некоторые церковные каноны о браке
- Цитаты о браке
Брак –
1) (в христианстве) союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и добровольном согласии, заключенный в лоне Церкви по образу духовного союза Христа и Его Церкви в целях создания семьи;
2) Таинство Церкви, в рамках которого при взаимном желании жениха и невесты утверждается и благословляется их супружеский союз;
3) семейный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в соответствии с государственными законами; супружество.
Понятие о браке как установлении Божием
Брак есть установление Божие. Различие между полами – это особый дар Божий сотворенным Им людям: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Особенности полов не сводятся к телесным физиологическим различиям: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.1). Сотворив мужчину и женщину, Господь благословил их союз, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28). Это же благословение Он повторил для человека после Великого потопа (Быт.9:1). Господь Иисус Христос, ссылаясь на слова: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5-6). Интимные отношения различного рода, практикуемые вне брака, определяются Церковью как греховные.
В Священном Писании образ брака неоднократно используется для иллюстрации отношений Бога и Его народа (Церкви). В книге Откровения говорится об эсхатологическом брачном пире Агнца-Христа и Его Невесты-Церкви (Откр.19:7).
Христос сотворил первое чудо во время свадьбы в Кане Галилейской, претворив воду в вино, и явил тем славу Свою (Ин.2:11). Апостол Павел уподобляет брак тайне единства Христа и Церкви. Он пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:22-25,31-32).
Вступление брак предполагает добровольное согласие жениха и невесты, а также удовлетворение брачующихся ряду прочих требований Церкви.
Некоторые богословы в прошлом рассматривали брак как инструментальное благо, то есть средство для достижения определенного набора целей (рождение и воспитание детей, взаимная помощь, средство от распутства). Однако в церковных документах, посвященных этой теме, брак рассматривается как благо само по себе.
К примеру, родительство не является некоторой внешней целью, которая достигается через супружество как средство. Супружеский союз является самостоятельной ценностью, а родительство можно назвать одной из важнейших сторон супружеской жизни. Как отмечается в пастырском послании «Семья– радость жизни» Священного Синода Антиохийского Патриархата, рождение детей – это «не единственная основная цель и задача брака, а одно из средств, помогающих паре достичь духовного совершенства. Благодаря этому семья растет, а также растет открытость супругов к возвышенности жизни и их роли в ней, а также к преодолению самих себя посредством большей вовлеченности в дарение и самопожертвование. Деторождение расширяет горизонты супружеской пары и создает оазисы благодарения, где проявляется любовь, обеспечивая прогресс их союза со Христом».
Вместе с тем, естественное бесплодие, в отличие от отказа от рождения детей по эгоистическим мотивам, не делает супружеский союз каким-то ущербным, поскольку супружеское общение ценно само по себе. Бог создал мужчину и женщину для этого общения: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).
Все это, однако, не означает, что все люди в соответствии с замыслом Божьим должны вступать в брак и создавать семьи. Добровольный выбор безбрачия ради Господа для многих верующих является более предпочтительным вариантом, поскольку позволяет человеку более свободно служить Богу (1Кор.7:32-38). Как писал св. Августин, «мы предпочитаем девство браку не как благо злу, но как лучшее хорошему».
Брак как Таинство
Таинство Брака входит в число семи Таинств Церкви. В пастырском послании «Семья – радость жизни» сказано: «Христос дал нам новое понимание Божьего присутствия в браке, совершив Свое первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской (см.: Ин.2:1–11) Таким образом, он придал браку новое измерение, не ограничивая его ни древней человеческой целью продолжения рода, ни римской юридической концепцией брака как общественного договора. Все стало новым (ср.: Откр.21:5) в браке, благодаря присутствию Христа».
Христианский брак как союз мужчины и женщины во Христе является Таинством и заключается при участии Церкви. Об участии епископа в заключении церковном благословении христианского брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский († 107 г.). В Древней Церкви христианский брак заключался через согласие жениха и невесты, одобренное епископом, после чего они совместно причащались Святых Тайн.
С IV века возникает христианский обряд венчания, постепенно складывается его чинопоследование. К IX веку чинопоследование благословения брака, включающее обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и, вероятно, совершалось над всеми желающими. 89-й новеллой императора Льва Мудрого (IX–X в.) церковное благословение брака было объявлено обязательным для всех граждан империи. Император Андроник II Палеолог (1282–1328) и свт. Афанасий Константинопольский (1289–1293; 1303–1309) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. С тех пор венчание является обязательным для православных христиан, желающих вступить в брак. Это значит, что Таинство Брака не является неким дополнением к браку, а является важным действием, направленным на утверждение согласия брачующихся и благословение их брачного союза. Итак, со времен Средневековья канонической формой заключения брака в Православной Церкви является церковное обручение и венчание.
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» говорится об условиях заключения христианского брака: «Почтенный Брак… бывает, во-первых, по взаимному согласию мужа и жены, если нет никакого законного препятствия. Однако, этого согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно» (Евр.13:4)» (Ч.1, вопрос 115).
Если же мужчина и женщина вступили в брак до своего крещения, их брак остается в силе и признается таковым даже и без венчания (об этом говорит, в частности, указ СвятейшегоСинода 1729 года, которым признаются браки новокрещеных калмыков без совершения венчания). В документе же Критского собора (2016 г.) разъясняется, что «гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность Таинства Брака и связанного с ним благословения» («Таинство Брака и препятствия к нему»).
Вступлению в христианский брак предшествуют подготовительные беседы жениха и невесты со священнослужителем (катехизатором) и выяснение вопроса о потенциально возможных канонических препятствиях к браку. Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31-е правило Лаодикийского собора, 72-е правило Трулльского собора и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается, что «общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать домашней Церковью (Рим.16:5; Флм.1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только в Господе (1Кор.7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Х.2). Брак между православным и инославным христианином может быть благословлен по снисхождению, при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.
Свойствами христианского брака являются моногамность и нерасторжимость.
- Моногамность (единобрачие) предполагает, что брак – это союз одного мужчины и одной женщины. Христианство запрещает многоженство и благословляет только союз одного мужа и одной жены. Таков первоначальный закон брака, положенный Творцом в самой природе человека (Быт.2:24; Мк.10:6).
- Нерасторжимость предполагает, что брак – это пожизненный супружеский союз. Господь Иисус Христос учит о нерасторжимости христианского брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:9,12). Апостол Павел отдельно излагает заповедь Господа супругам в такой форме: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, – если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11).
Многие люди сегодня утверждают, что выводы из евангельского учения о нерасторжимости брака следует понимать только как рекомендации: супруги не должны разводиться, и они грешат, делая это; но, раскаявшись в грехе, они могут снова вступить в брак – другими словами, развод не одобряется Церковью, но как бы и не запрещается. Однако согласно наставлению Христа, «кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Как пишет профессор Т. В. Барсов, «осуждая произвольный развод супругов и самовольное затем заключение ими новых браков, Христос Спаситель вовсе не выражал мысли, что для уврачевания настоящего зла необходимо ввести юридические приемы и обставить юридическими последствиями расторжение брака. Напротив, Он в самом основании считал несовершенным древний закон и вследствие сего предлагал новый в духе первоначального установления брачного союза».
Образцом для христианского брака является союз Христа и Его Церкви. Вступая в брак, супруги принимают на себя взаимные обязательства пожизненных любви, уважения и верности. Взаимная любовь заповедана супругам, потому что выражается в делах любви и не может быть сведена к половому влечению и чувству привязанности. В пастырском послании «Семья – радость жизни» подчеркивается, что «супружеская жизнь – это лаборатория для практики такой любви, которая должна обладать чертами, описанными апостолом Павлом: терпением, верностью, отказом от зависти и превозношения, добротой, внутренним миром, прощением, жертвенностью, надеждой на Бога, взаимным доверием и стойкостью во всем (1Кор. 13 гл.). Эта любовь возрастает благодаря духовным усилиям, ограничению воли, контролю страстей и непрерывным усилиям по освобождению я от матери всех пороков – себялюбия. Эта любовь также возрастает благодаря практике добродетелей, всего, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно (Фил.4:8). В этом контексте очевидно, что любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку она разрушает основу сбалансированных отношений». Супругам заповедано любить друг друга всю жизнь, независимо от обстоятельств. По этой причине свободные отношения, которые могут быть прекращены в любой момент, не могут быть построены на подлинной христианской любви, которая «никогда не перестает» (1Кор.13:8).
В христианском браке присутствует определенная иерархия: муж является главой жены и семьи в целом, а жена – его помощницей. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждается правильное понимание семейной иерархии, а также то, что библейская модель семьи не зависит от культурно-исторического контекста: «Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть главою жены, любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22–23; Кол.3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному повиновению друг другу в страхе Божием (Еф.5:21)» (Х.5).
Апостольское наставление жене «бояться своего мужа», которое часто понимается неправильно, подразумевает почтение и уважение супруги к своему главе, а не рабский страх. Свт. Иоанн Златоуст так говорит о семейной иерархии: «Жена – вторичная власть; значит, не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой; и он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; взамен послушания она должна привносить любовь». Мужу заповедано не быть суровым по отношению к жене (Кол.3:19) и относиться к ней как к «немощному сосуду», оказывая ей уважение как «сонаследнице вечной жизни» (1Пет.3:7).
См. Библия о ролях мужа и жены в семье.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается особое значение, которое придает Церковь телесным отношениям супругов в христианском браке: «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Х.6).
См. Почему внебрачный секс – это плохо
В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием?
Христианский брак имеет физическую и духовную сторону. Интимной физической близости, характерной для супругов, живущих земной жизнью, в будущем веке не будет, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Однако этим не исключается, что супруги, любившие друг друга во время земной жизни, сохранят между собою общение на основе любви. По слову апостола Павла, «Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8). В одной из молитв последования венчания встречаем следующие слова: «Восприми венцы их в Царствии Твоем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков».
Свт. Иоанн Златоуст предлагает такую речь жениха к невесте: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости».
Осуждение ложного отношения к браку в церковных канонах
51-е апостольское правило об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
1-е правило Гангрского собора об анафеме порицающим и гнушающимся законным браком и супружеским общением.
4-е правило Гангрского собора об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.
9-е правило Гангрского собора об анафеме девствующим не по причине красоты девства, но по гнушению браком.
10-е правило Гангрского собора об анафеме превозносящимся своим девством над бракосочетавшимися.
14-е правило Гангрского собора об анафеме женщинам, оставившим мужей по причине гнушения браком.
Некоторые церковные каноны о браке
48-е апостольское правило об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену и взявшего другую, или женившегося на разведённой.
72-е правило Трулльского собора о запрете браков православных с еретиками.
87-е правило Трулльского собора об исключении возможности развода по желанию одного или даже обоих супругов.
93-е правило Трулльского собора о том, что безвестное отсутствие мужа не даёт право жене на вступление в новый брак.
52-е правило Лаодикийского собора о запрете в Великий пост совершать браки и праздновать дни рождения.
115-е правило Карфагенского собора о том, что нельзя расторгнуть законно заключенного брака на том основании, что муж или жена оставили свою брачную половину.
3-й канонический ответ свт. Дионисия Александрийского о воздержании супругов.
5-й канонический ответ Тимофея Александрийского о невозможности причащаться супругам имеющим накануне ночью интимную близость.
77-е правило свт. Василия Великого о 15-ти летней епитимии для тех, кто оставив законную жену, берет себе другую.
Цитаты о браке
«Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в Божеском и человеческом праве».
«Кормчая книга» («Номоканон в 14 титулах» патриарха Фотия)
«Самое главное – понять, что по любви браков нет. Женятся по влюбленности. Потому что любовь – это чувство, которое появляется спустя долгие годы в результате долгого труда. Точно также, чтобы получить образование, нужно хотя бы пять лет проучиться в институте. И любви тоже нужно учиться: хорошо учишься – получишь, нет – так тебя выгонят. Мы с батюшкой в браке уже тридцать шесть лет. А девушкой я думала: какая там любовь в пятьдесят с лишним лет? А она есть, растет и растет, и нет ей предела».
матушка Ольга Юревич
«Государственная регистрация брака предполагает, что желающие приступить к Таинству Брака берут на себя ответственность и имеют серьезные намерения в отношении будущей совместной жизни. Это первый, базовый уровень ответственности, на котором затем созидается церковное благословение брака, возводящее его на новый духовный уровень. Многие пары живут сейчас в т.н. «свободных» отношениях и, по сути дела, тем самым говорят, что они не готовы принять на себя даже такую элементарную взаимную ответственность. Очевидно, что венчание таких «союзов» будет обманом Бога и Церкви, пустыми словами, за которыми не стоит никакой жизненной конкретики. Невозможно подняться на более высокие ступени брака, миновав основные, к которым относится ответственность за любимого человека перед лицом общества.
Свидетельство о венчании юридической силы в глазах государства не имеет, поэтому ссылаться на него при решении возникших проблем (алименты, раздел совместно нажитого имущества) невозможно. А если выяснится, что этот мужчина при вступлении в церковный брак был женат, но скрыл это? Поэтому Церковь, требуя предварительной регистрации брака в ЗАГСе, прежде всего защищает права женщины и будущих детей. Влюбленность может быстро пройти, а испорченная множеством неразрешимых проблем жизнь останется. Подобный подход является призывом супругов к честности – и друг перед другом, и перед Богом».
протоиерей Владимир Хулап
«Брак – это единственное христианское поле, где человек непрестанно проверяется на любовь. В любом другом месте человек может совершать какие-то отдельные дела любви, откликаться время от времени на отдельные позывы с тем, чтобы вдруг стать милосердным, чтобы вдруг стать смиренным, чтобы иногда быть каким-то жертвенным. То есть, это какие-то отдельные поступки в нашей христианской жизни, за которые мы себя, христиане, очень ценим. А брак – это, когда тебе надо любить постоянно. И утром, и вечером, и днём. Любить, когда ты усталый, и когда отдохнувший, и когда ты сытый, и когда голодный, и когда у тебя есть проблемы, и когда их нет, когда у тебя в семье свершаются какие-то тяжёлые переживания, и наоборот, когда всё легко… То есть, тебе надо быть всегда в состоянии любви...
Если мы всерьёз называем семью малой церковью, то в ней и проверяется, насколько ты способен быть христианином по-настоящему каждый день, насколько готов жить по Евангелию. Если ты не способен на это внутри семьи, то, как ты можешь быть способен на это где-то ещё?»
протоиерей Алексий Уминский. Из интервью «Азбуке супружества»
«Будьте осторожны, чтобы не перекладывать свою ответственность на Бога! Потому что решить, станет ли этот человек вашим супругом, необходимо именно вам. Поэтому, если завтра или послезавтра мы совершим ошибку в своем выборе или вообще никого не выберем, то не будем перекладывать ответственность на Бога: «Господи, Ты виноват, что заставил меня выбрать этого человека, и что теперь я страдаю рядом с ним», или «что я не могу никого встретить» и т.д. и т.п. Это я сам выбрал этого человека, эту работу, такой образ жизни, и я сам несу за все это ответственность. Если все пойдет хорошо, то я восхвалю и поблагодарю Господа. Если же все пойдет не очень хорошо, то и тогда не нужно отчаиваться, но надо посмотреть: вот эта моя неудача, например, в браке, или какая-либо другая трудность, – как она может послужить на пользу моей духовной жизни? Ребята, поймите, важно только то, насколько духовно мы проживаем нашу жизнь. Т.е. какие бы ни были обстоятельства моей жизни, то ли счастье, то ли несчастье, – важно лишь одно: употребляю ли я эту ситуацию на пользу для своей души.»
митр. Афанасий (Николау)
«Вступление в брак с мыслью о возможном расторжении его в дальнейшем делает невозможным полную преданность друг другу двух лиц».
проф. М.А. Олесницкий, православный моралист
«Супруги должны иметь доверие друг к другу, но также не быть равнодушными и слишком уверенными в том, что они неразрывно связаны; они должны стараться вновь и вновь приобретать друг у друга любовь и уважение».
проф. М.А. Олесницкий, православный моралист
Литература по теме
- Раздел «Служба знакомств»
- Раздел «Азбука супружества»
- Новый Завет о браке
- Брачное право
- О браках с иноверцами
- Церковные документы
- Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- О канонических аспектах церковного брака (2017 года)
- Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни
- Пастырское послание «Семья – радость жизни» Священного Синода Антиохийского патриархата
- Святоотеческие творения
- Брак Сокровищница духовной мудрости
- Беседы о браке свт. Иоанн Златоуст
- Сочинения современных богословов
- Брак Православное учение о церковных Таинствах
- Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения Н. Страхов
- К вопросу о сущности христианского брака Т.В. Барсов
- О вступлении в брак прот. Максим Козлов
- Мысли христианина о браке свящ. Михаил Труханов
- О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной игумен Петр (Мещеринов)
- Муж и жена в христианском браке: XX веков спустя
- Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи С.С. Аверинцев
- Малая церковь. Заметки по богословию брака прот. Александр Геронимус
- Христианский брак Н.Е. Пестов
- Св. Иоанн Златоуст и семейная жизнь его времени А.П. Лопухин
- Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека М.А. Машанов
- Супружеские отношения и грань греха П.В. Добросельский
- Христианские начала жизни семейной прот. Николай Стеллецкий
- Брак у древних евреев прот. Николай Стеллецкий
- Христианский брак К.С. Льюис
- Брак и соединенные с ним отношения по Закону Моисея А.П. Лопухин
- Прочее
- Таинство Брака прот. Геннадий Нефёдов
- О таинстве брака митр. Макарий (Булгаков)
- Восполнение любви А. Ткаченко
- Советы венчающимся прот. Александр Авдюгин
- Христианская философия брака С.В. Троицкий
- Святые отцы о Таинстве Брака Виталий Пашков
- О венчании. Для чего люди венчаются?
- Православное учение о браке прот. В. Воробьев
- Краткая история чинопоследования обручения и венчания прот. В. Хулап
- Таинство Венчания прот. В. Хулап
- Развод после венчания прот. Аркадий Шатов
- И сотворил Бог мужчину и женщину прот. Николай (Балашов)
- О семье христианской
- Таинство Брака П.Ю. Малков
- Канонические препятствия к браку
- О любви телесной
- Православное понимание любви и брака и их подмены архиеп. Тобольский и Тюменский Димитрий
- Фоторассказ о Таинстве Брака
- Кроссворд «Таинство Брака»
- О браке и семейной жизни. Страстотерпица императрица Александра
- Семья и дети
- Библия о браке
- Тест: Таинство Брака
- Вопросы и ответы: вступление в брак
- Вопросы и ответы: отношения в браке
Комментировать