Супру́жество —
1) брачный союз, брак;
2) брачная жизнь;
3) брачные отношения.
Является ли брачная жизнь менее достойной и возвышенной, чем монашеская?
Монашество издревле почитается Церковью как вернейший путь восхождения человека к Богу. Оно возникло в первые века существования Церкви, но его прообраз был явлен людям уже во времена Ветхого Завета. Типичным примером в данном отношении служит жизнь некоторых ветхозаветных пророков, а особенно ярким примером — жизнь Предтечи Господня, святого Иоанна Крестителя.
Основания для утверждения Церковью института монашества находятся в самой жизни и в учении Господа Иисуса Христа. Как известно, Он не был женат, был целомудрен, не занимался стяжательством, пребывал в послушании Богу (по человеческому естеству).
Но значит ли это, что христианин вправе относиться к браку с некоторым пренебрежением? Отнюдь нет.
Как известно, одной из первых заповедей, прозвучавшей из уст Вседержителя в отношении прародителей, была заповедь о рождении детей (Быт.1:28). Тогда же, на заре истории человечества, Бог высказался о браке довольно определенно: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). Впоследствии эти слова повторил Сам Господь Иисус Христос (Мк.10:7-8).
Не лишне заметить, что первое засвидетельствованное Евангелием чудо, совершенное Спасителем, было сотворено во время Его присутствия на брачном торжестве. В пользу возвышенности супружеских отношений говорит и тот факт, что во времена Ветхого Завета под образом брака представлялся союз между Богом и Израилем, а во времена Нового Завета под символом отношений жениха и невесты (Мф.25:1), под символом брака был представлен союз Христа и Его Церкви (Еф.5:25).
Почему же многие верующие, стремящиеся к уподоблению Богу и единению с Ним, выбирают не супружескую стезю, но монашеский путь? В какой-то мере ответом на этот вопрос могут служить слова апостола Павла, обнаруживающие разницу между замужними и незамужними женами: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:34).
Монашеская жизнь, по своему устроению, и действительно освобождает подвижника от многих забот и обязанностей, накладываемых семейными узами. Это даёт ему возможность посвящать больше времени на общение с Богом, на совершение таких подвигов веры, которые трудно увязываются с правилами полноценной супружеской жизни (отшельничество, столпничество, молчальничество и др.).
Однако подлинным монахом является всё же не тот, кто принимает монашеские обеты и облачается в соответствующие одежды, но тот, кто своими мыслями, желаниями, делами действительно соответствует этому высокому званию. Впрочем, праведность, святость достижима и в супружестве, тогда, например, когда семья становится малою церковью.
Цитаты о супружестве
«Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность».
свт. Филарет Московский
«Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый, как я сказал, пусть первый исполняет свои обязанности».
свт. Иоанн Златоуст
«Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь; те же, которые блистают красотой душевной, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа, любящего свою жену, но он остается всегда любящим собственную жену и таким целомудрием приобретает благоволение и покровительство Божие на весь дом свой».
свт. Иоанн Златоуст
«Как приятны должны быть узы, соединяющие два сердца в единой надежде, в единой вере, в едином законе! Они – как дети одного отца. Нет между ними никакого раздора или разделения ни в душе, ни в теле. Они два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колена, вместе постятся, взаимно ободряют и руководят друг друга. Они равны в Церкви и в общении с Богом, равно делят бедность и богатство, ничего один от другого скрытного не имеют, не в тягость друг другу, каждый из них может посещать больных и помогать нищим. Они вместе поют псалмы и гимны, стараясь превзойти друг друга в хвалениях Бога своего. Иисус Христос радуется, видя такое домоводство их, посылает мир Свой на их дом и обитает в нем вместе с ними, а где Он находится, туда не может войти дух злобы».
Тертуллиан
«Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть, когда муж в жене своей усмотрит какой-то порок, должен снисходительно ей внушать и жена должна в том повиноваться своему мужу. Ровно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать и он обязан ее слушать. Таким образом любовь их будет верна и непрерывна, и они взаимно, составив тем свое счастье, обрадованы будут добродетелью и благополучием своих детей, и благословение Божие на них будет».
«Муж, осторожен будь, и не во всем волю и совет жены исполняй, чтобы не завладела тобой и не повела, куда хочет. Ева всегда свой нрав имеет; люби ее до тех пор, пока Богу не противно будет. Пусть она, по Апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее; и она пусть тебе повинуется, а не ты ей».
свт. Тихон Задонский
«После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены - по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого».
св. императрица Александра Романова
Литература по теме
- Раздел «Азбука супружества»
- Супружество свт. Григорий Богослов
- Супружество свт. Димитрий Ростовский
- Супружество преп. Оптинские старцы
- Супружество свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Супружество преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
- Супружество преп. Ефрем Сирин
- Супружество свт. Иоанн Златоуст
- Супружество свт. Василий Великий
- О супружестве и похоти блаж. Аврелий Августин
- Брак (супружество) преп. Лев Оптинский (Наголкин)
- О семейном счастье архиеп. Амвросий (Ключарев)
- Что если не удается найти мужа / жену? cвящ. Георгий Максимов
- Проблемы молодой семьи cвящ. Георгий Максимов
Комментировать