- Можно ли утверждать, что радости христианина принципиально отличаются от радостей иноверца или атеиста?
- Что такое радость о Боге?
- Радость радости рознь?
- Что может лишить христианина подлинной радости?
- Чем радость отличается от удовольствия?
- Говорится ли о радости в Священном Писании Нового Завета?
- Говорится ли о радости в богослужебных текстах?
- Цитаты о радости
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
(1Сол.5:16-18)
Ра́дость –
1) ярко выраженное ощущение душевного удовлетворения, довольства, счастья;
2) радость о Господе – духовно-сердечная удовлетворенность, следствие благодатной причастности к Богу, внешнее проявление любви к Богу и ближнему.
Можно ли утверждать, что радости христианина принципиально отличаются от радостей иноверца или атеиста?
Ощущение радости может быть вызвано разными причинами и поводами. В каких-то случаях поводы для радостей христиан, иноверцев и безбожников могут совпадать, а в каких-то не различаться.
К примеру, во времена гонений на Церковь в раннехристианские времена многие язычники, а во времена XX в. многие атеисты радовались поруганию и уничтожению христианских святынь. Такого рода радость можно назвать антихристианской, можно – злорадством.
С другой стороны, такие поводы для радости как выздоровление после тяжелой болезни, удачное разрешение крайне сложной жизненной ситуации, успехи в работе и творчестве свойственны и христианам, и лицам, не признающим Божественного достоинства Христа. Но и здесь можно обнаружить глубокие различия. Христианин, радуясь о том или ином частном событии, благодарит Единого и Истинного Бога, воздает Ему хвалу, тогда как иноверцы могут благодарить за это ложных богов или не благодарить, равно как и безбожники. Опять же, для христианина сам факт близкой причастности к Богу является причиной и поводом для радости, чего не скажешь о язычниках и атеистах.
Что такое радость о Боге?
Радость о Господе, в отличие от греховной радости, являющейся противоестественной, как и любой грех вообще (человек создан не для греха), естественна для людей. В отличие от греховной радости радость о Господе не отдаляет человека от Бога. Напротив, она бывает обусловлена тем, что испытывающий её человек находится в духовном единстве с Богом и осознает это единство, осознаёт себя, как творение Божие, а Бога – как Человеколюбца, восхищается красотой созданного Им мира.
Радость о Господе способствует воодушевлению человека на добрые дела. Радуясь о Господе, праведники, терпевшие скорби и бедствия, имели утешение. Греховная же радость угодна демонам, негативно отражается на состоянии человека. Радоваться подлинной радостью, радостью о Господе призывает апостол Павел: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4). Радость о Господе, которую испытывают люди, живущие земной жизнью, предызображает будущее блаженство праведников в Царстве Славы. Среди земных радостей, – это самая возвышенная форма радости, это дар Божий.
Радость радости рознь?
Радость радости – рознь. Для бедного и голодного большая радость, когда ему кто-то подаст кусок хлеба. Однако для человека богатого, живущего «на широкую ногу», пресыщенного пищевыми изысками, простой кусок хлеба (скажем, без масла и осетровой икры) может и «в горло не полезть». Один готов радоваться «чужому счастью», успеху ближнего, а у другого это вызовет зависть и раздражение. Кто-то испытывает радость, совершая грехи, а кто-то – побеждая греховные страсти и пороки.
Что может лишить христианина подлинной радости?
Христианин может утратить радость о Господе, отпав от Бога, утратив веру в Него, отпав от Вселенской Церкви. Но и оставаясь формально в лоне Церкви, он может лишать себя подлинной радости, когда, например, в нём бушуют греховные страсти и порывы, когда он «с головой» погружается в наслаждение греховными удовольствиями, когда предаётся унынию и отчаянию.
Чем радость отличается от удовольствия?
В определенном контексте слово «радость» может осмысливаться как синоним слова «удовольствие». Однако в душеспасительной церковной литературе слово «удовольствие» нередко употребляется в отношении мирских и греховных вещей, тогда как ощущение душевного удовлетворения, связанного с духовным деланием, обозначается термином «радость». Нередко словом «удовольствие» обозначается чувство, связанное с удовлетворенностью плотских потребностей.
Говорится ли о радости в Священном Писании Нового Завета?
Священное Писание Нового Завета содержит множество указаний, свидетельствующих о подлинной радости как о состоянии, соответствующем духу христианства. «…Радуйся, Благодатная!» (Лк.1:28), – приветствовал Деву Марию архангел Гавриил. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). – говорил Господь, обращаясь к Своим ученикам. Далее. Писание прямо утверждает о пребывании последователей Христа в состоянии радости (веселия): «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46). Послание к обращенным в Филиппах, хотя и написанное апостолом в узах, буквально пропитано радостью. Апостолы радовались и тогда, когда несли на себе бесчестие за имя Христово (Деян.5:41). Апостол Павел призывает всегда радоваться в Господе: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4). Достойно замечания, что в Послании к галатам, в перечне плодов Духа, радость обозначена на втором месте, сразу после любви: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Наконец, в Писании прямо засвидетельствовано, что радость характерна для представителей Царствия Божия: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
Говорится ли о радости в богослужебных текстах?
Да, конечно, так, например, в начальной части Божественной Литургии произносятся такие слова: «Возрадуется душа моя о Господе…», а при её окончании такие: «…Исполни радости и веселия сердца наша», хотя большинство молящихся и не слышат их. О радости говорится и в Заповедях блаженств, озвучиваемых на Литургии.
Цитаты о радости
«Если хотим... радоваться, много к тому имеем случаев. Ибо если утвердимся в добродетели, то ничто уже нас не будет печалить; ибо добрые надежды внушает она тем, кои приобрели ее, ... и неизреченное производит в них удовольствие. Ибо хотя многого труда стоит утвердиться в добродетели, но зато она много радует совесть и столько производит внутреннего удовольствия, что никаким словом выразить нельзя».
свт. Иоанн Златоуст
«Не земные блага, не свойства вещей радуют нас, а мысль наша печалит и радует нас. Если мы настроим ее, каковою ей быть должно, то будем иметь залог всякого благодушия... здесь все зависит от свободной воли».
свт. Иоанн Златоуст
«Мы никогда не бываем одиноки. Мы всегда с Ним. Всё согрето для нас любовию Божией. И чувство радости – самое основное, самое неизменное наше чувство. Ум наш, как и у всякого человека, не в силах представить себе бесконечность, не может постигнуть того, что такое свобода, не знает цели мироздания. Но в чувствовании Бога есть нечто подобное тому, как если бы ты на один миг узнал всё это и не мог удержать в памяти, но сердце в своей памяти сохранило бы тебе это навсегда».
протоиерей Валентин Свенцицкий
«Сколько Божиею великодаровитостью дано нам поводов разумно радоваться! Мы из небытия приведены в бытие, сотворены по образу Создавшего, имеем и разум, и слово, которые составляют совершенство нашей природы, и которыми познали мы Бога. Тщательно же изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о всем промысл и Божию премудрость. Мы можем различать доброе и худое; самою природою научены избирать полезное и отвращаться вредного. Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства. А надежда воскресения, а наслаждения ангельскими благами, царство на небесах, обетованные блага, превосходящие силу разумения и слова! Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о нем плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное».
святитель Василий Великий
«Радость христианина есть отражение его духовного состояния и есть потому не произвольное чувство. Как же она предписывается? И предписывается держать себя в таком же состоянии Духовном, которое приносит непрестанную радость, окружать себя такими убеждениями, которые навевают отраду в душу, не лишать себя вкушения предлагаемых всех духовных благ о Господе, которые не могут не веселить сердца, не чуждаться никогда трудов и подвигов, которые, хотя узким путем, но ведут в живот. Апостол не того хочет, чтоб христианин мечтами какими развивал в себе радость, а чтоб – делом, вступив в обрадовающую область света и живота. И сколько последняя неизбежна для истинного христианина, столько же радость неразлучна с истинным христианством. Почему она многократно и предписывается в Слове Божием (Флп.3:1; 4:4; Рим.12:12; 2Кор.6:10; Рим.14:17; Иак.1:2). Когда внутри мир и радость, тогда внешние беды и скорби не влияют на христианина, так что он другими только может почитаться скорбящим, сам же в себе присно радуется (2Кор.6:10)».
свт. Феофан Затворник
«Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию – вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться; напротив, когда не исполняем их, должно нам печалиться. Поэтому постараемся исполнять заповеди с радостью сердца, чтобы взаимно соутешаться в Господе. Только всячески при этом будем опасаться, чтобы, радуясь, не вознестись гордостью, но все упование свое возлагать на Господа».
преподобный Антоний Великий
«Если вы употребите время вашей жизни на молитву и аскезу, то радость придет к вам независимо от внешних ситуаций».
архимандрит Рафаил (Карелин)
«Что такое радость?
Античный философ Хрисипп говорил о том, что радость вообще не имеет никакого отношения к добродетелям. И он же, как и другие античные философы, говорил, что радость – это временная добродетель, такая же, например, как прогулка, состояние почти что добродетельное, но несовершенное и непостоянное.
А святые отцы относились к радости по-другому. Святые отцы отождествили радость и добродетель. Они говорили также, что радость – это награда за добродетель. Святые отцы стали говорить о том, что радость – это то духовное состояние, которое сменяет одну из самых страшнейших страстей, которые с точки зрения античной культуры охватывали человечество, а именно состояние печали, уныния и безысходности. Радость это Пасхальное, светлое, преображённое состояние того человека, который стремится к Воскресению».
игумен Дионисий (Шленов)
«Радость – ключевое слово Евангелия. Высшие тайны жизни – заповеди блаженства, радости неописуемой. Господь не говорит, что её можно получить легко, сразу, только пожелай. Он говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в неё. Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех». Воздаяние – в будущем веке, когда наступит конец всякой печали. Но надо узнать эту радость уже здесь, чтобы вдохновиться на истинную жизнь... Христиане должны быть узнаваемы по этой радости. Если они действительно нашли это сокровище. Оно стоит всего остального, в нём – дело всей нашей жизни. Сподобиться однажды узнать его, чтобы как в евангельской притче о сокровище на поле, не колеблясь, продать всё, чтобы купить его. Это – Царство Небесное, это – Сам Христос. Обрести Его – значит радоваться всегда. Но при условии, что я на самом деле всё отдаю, чтобы получить его. Я не могу получить этот дар, как внезапный невероятный счастливый выигрыш, но – только продав всё остальное. Приобретение не сравнимо ни с чем, но оно требует всего. Желать иметь то и другое невозможно».
прот. Александр Шаргунов
Литература по теме
- Девятая заповедь блаженств. О христианской радости А.Г. Долженко
- Радость покаяния митр. Сурожский Антоний
- Жизнь в отсвете Пасхальной радости свящ. Владимир Шмалий
- О христианском понимании радости Юрий Максимов
- Всегда радуйтесь. Два типа «радости» и «печали»
- Радость быть человеком преп. Иустин (Попович), Челийский
- Радость духовная монахиня Варвара (Пы́льнева)
- Радость важнее смеха диакон Павел Сержантов
- Сбросить балласт сложности игумен Нектарий (Морозов)
- Мотив радости в книге Второзаконие А.С. Кашкин
- Концепт радость в православном дискурсе Н.А. Дьячкова
- О радости Фома Аквинский
- Настоящее покаяние дарит радость, а не приводит к депрессии свящ. Павел Сержантов
Комментировать