Пояснение девятой Заповеди Блаженства
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф.5:11–12). Эти слова относятся к девятой заповеди Блаженства. Их следует понимать так. Если человека за веру Христову, за праведную жизнь во Христе будут подвергать гонениям, поношениям, клевете и брани, и если человек все это терпеливо будет сносить, то такого человека ожидает великая, самая высокая награда на небесах (то есть очень высокая степень вечного блаженства).
Со времен своего грехопадения сатана ведет непримиримую борьбу с Добром, Святостью, Светом, с Правдою Христовой, и применяя против Иисуса Христа ложь, злословие, злодеяния, искушения и гонения. Никто из людей не предавался на такое жестокое и незаслуженное поругание и злословие как Иисус Христос. После вознесения Христова борьба против Христа и Его учения продолжается и сейчас. Во все времена и в наше время сатана и его приспешники (как среди духов тьмы, так и среди людей) продолжают злословить имя Христово и его учеников и последователей. Вот об этих унижениях и притеснениях, которым будут подвергаться сторонники учения Христова, Христос и говорит, советуя взять «в пример злострадания и долготерпения» (Иак.5:10) пророков, которые служили Господу и говорили от Его имени.
Авель, проявивший преданность и благосклонность к Господу, погибает невинно, как мученик. Енох ходил «пред Богом» (Быт.5:24), но люди не желали слушать его. Ной, которого осмеивали как фанатика, поднимающего ложную тревогу, продемонстрировал стойкость и мужество. За правду Христову много притеснений и злословий приняли первые христиане и мученики во время установления христианства и в последующие времена. Но гонения мучеников только способствовали распространению христианства. Так как люди, пораженные подвигом терпения и всепрощения христиан, начинали познавать учение Христово. И в наше время существуют поношения и гонения за веру и правду Христову. Они будут продолжаться до скончания мира, потому что еще не связан сатана, который еще сильнее свирепствует на людей, придерживающихся правой веры и праведной жизни во Христе. Но теперь злой дух чаще всего проявляет свое противодействие не пытками и казнями, а разжиганием неверия или распространением лжерелигиозных учений и сектантства, кощунством, клеветой, разжиганием гордыни, эгоизма, разврата, тщеславия, пробуждением стремления к стяжательству, корысти, богатству, власти, приспособленчеству и карьеризму, нанося удар по философско-религиозной сфере, искушая человека со стороны чувственно-греховных удовольствий и страстей.
«Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верой черни; христианскую сострадательность – слабодушием, милостыню – глупой расточительностью, наружную молитву – лицемерием, услаждение и радость молитвенную – едва не сумасшествием. Напротив широкую разнузданность плоти, распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям – современным прогрессивным» («Духовные посевы» Составитель протоиерей, магистр богословия Г. Дьяченко, издание 4-е, 1900 г., стр. 315).
Однако Господь не оставляет людей, страдающих ради Него, а укрепляет их души и стойкость. «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1Петр.4:14). В ответ на злословия за правду Христову, Христос и предлагает своим приверженцам радоваться и веселиться, так как их ожидает награда великая. «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1Петр.1,6–8).
Истинная христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями или наслаждениями. Это высшее религиозное чувство – ни с чем не сравнимая радость в вере. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13).
Радость познания любви Божьей. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан.15:9–11).
Радость христиан неразрывно соединена с духовным страданием. Заблуждаются те, кто думает что радость наступит после страдания. Нет, радость во Христе приходит одновременно со страданием во Христе и выражается в чувстве радости, так как вы достойно «участвуете в Христовых страданиях» (1Петр.4:13).
Христианская радость и страдания неразрывно связаны друг с другом, завися друг от друга и сосуществуют неразделимо. Как скорбь по поводу греха появляется с радостью, связанной с тем, что грех можно преодолеть, искупить и получить спасение, так и испытание страданиями вызывают радость по поводу того, что человеку за эти страдания будет даровано великое спасение. Поэтому Апостол Иаков призывает христиан: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2–4).
Эту мысль высказывает и Апостол Павел: «Хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:2–5).
Таким образом, духовная радость христиан это радость мучеников, которая доказывает истинность христианской веры и приверженность учению Христову. За то, что праведник претерпевает поношения, гонения и злословия за Иисуса Христа, его ждет на небесах награда великая. По представлениям христианства праведник на земле лишается всех благ, но терпит поношения и гонения за Христа. За то на небесах праведник получает «нетленную славу, нетленный венец, неоскудевающее сокровище, непрестанное веселье, нескончаемое царство, которое даст Господь» (Полное собрание сочинений прот. Иоанна Сергиева, т.1, стр. 224). Праведник, будучи участником страданий Христовых, будет также участником и Его славы.
Поэтому в то время, когда люди стремятся к земным благам, Иисус Христос направляет их помыслы на небесное воздаяние. И это воздаяние начинается уже в земной жизни человека. Господь еще Аврааму сказал: «Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика» (Быт.15:1), указывая этими словами на то, что за совершение добрых дел и праведную жизнь Господь всегда помогает людям и заботится о них.