Высказывания о Заповедях Блаженства
Первая заповедь
«Христианин же (всякий нищий и богатый) должен сознавать себя нищим духовно, то есть видеть что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти, чувственности и греховную гордыню, и это должен помнить каждый из нас» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр.27).
Вторая заповедь
«Блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач о грехах и в связи с этим об удалении от Царства Божия кроме того среди подвижников христианства много было и таких исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях – об их грехах, падениях и страданиях но и вообще не противно духу Святого Евангелия под плачущими понимать также всех скорбящих и обездоленных людей если они свою скорбь принимают по-христиански смиренно и покорно. Они поистине блаженны ибо будут утешены Богом любви» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр. 28).
Третья заповедь
«Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает во голоса на согрешающих и обижающих «не воспрекословит не возопиет и никто не услышит голоса его» (Матф.12:19). Кроткий «будучи укоряем не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мучением, но предоставляет мыслить за себя Судящему праведно» (1Петр.2:23). Вот величайший образец кротости! Вот ее существо» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева, т.1, стр.173)
Четвертая заповедь
«Приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). «Но ныне независимо от закона явилась правда Божия о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Потому что все согрешили и лишены Славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его в прощении грехов соделанных прежде» (Рим. 3,21–24).
Пятая заповедь
«Что всего нужнее человеку грешному? Милость Божия, не взыскание по грехам нашим, продолжение к нам долготерпения Божия, дарование еще времени на покаяние, самое возбуждение души к покаянию, прощение грехов, а в конце концов помилование на страшном Суде Божием. Потому то церковь от лица нашего часто произносит: «Господи помилуй!» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева т.1,стр.189).
Шестая заповедь
«Поэтому можно сказать, что чистые сердцем – это люди, которые способны ясно видеть реальность Божьего присутствия, и которые могут провозгласить вместе с псалмопевцем: «Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс.26,1–4) (Прот. Фома Хопко, Вильнюс, 1991, с228).
Седьмая заповедь
«Мир имейте между собою» (Марк.9:50). «Будьте в мире между собою» (1Фес.5:13). «Ищи мира и следуй за ним» (Пс.33:15).
Восьмая заповедь
«Любите же братия мои правду, и ненавидьте неправду или грех всякого рода, высказывайте прямо и смело святую правду и обличайте с кротостью и терпением неправду чтобы правда царствовала как подобает ей, а неправда была посрамлена и искореняема и не поднимала бы высоко с наглостью свою голову» (Иоанн Кронштадский «Беседы о блаженствах»).
Девятая заповедь
«Изгнанники и мученики за имя Христово, при всех гонениях, скорбях и лишениях и мучениях торжествовали над своими гонителями, радовались идя на лютые мучения. Вот как их укрепляло Слово Христово» (Иоанн Кронштадский «Беседы о блаженствах»).