Значение Заповедей Блаженства
Суть и значение Заповедей Блаженства состоит в том, что они раскрывают человеку назначение счастья и указывают в жизни путь, по которому должен идти человек, чтобы достичь счастья. Поэтому эти заповеди и называются заповедями Блаженства, то есть счастья, радости. О том, что называется и является счастьем, существуют многочисленные пояснения и подробные теории во всех философских системах мира и во всех религиозных вероучениях. В панораме философской мысли мира встречаются и взаимоисключающие понятия о счастье. Но в подавляющем большинстве случаев люди мира под счастьем понимают «чувство и состояние высшего удовлетворения» (C.И. Ожегов «Словарь русского языка» изд. 22-е, ст.782).
В большинстве философско-религиозных систем, счастье это состояние наивысшей радости, блаженства. В девяти заповедях Блаженства раскрывается христианский взгляд на то, что такое счастье. В этих заповедях говорится о том, как понимает счастье Иисус Христос. Если основываться на принципе, что счастье есть удовлетворение наивысшей потребности, то есть заветной цели в жизни человека, то поскольку цели у разных людей различны, то и форма удовлетворения, то есть предметы достижения цели будут различны. Например, один человек под счастьем понимает женитьбу на знаменитой красавице, другой видит счастье в богатстве, третий в приобретении власти или славы. Но в любом случае счастье как философско-психологическая формула представляет собой удовлетворение наивысшей потребности достижения заветной цели, приносящей человеку наивысшую радость, удовлетворение, то есть ярко выраженную положительную эмоцию.
Но достижение счастья в виде приобретения богатства, власти, славы, здоровья представляет собой быстро проходящие кратковременные явления. Такое счастье и призрачно и не прочно, так как богатый человек может обанкротиться, здоровый, несмотря на соблюдение всех систем и тренировок, дающих здоровье, может внезапно заболеть, властелин может потерять власть и славу и т.д. Христос как бы говорит о том, что такие явления, (к которым стремятся люди и видят в них счастье) как деньги, власть, красота, временны и имеют быстротечный характер. Такое счастье, при достижении которого человек испытывает радость, являются не подлинным, так как дает кратковременное удовлетворение.
Истинное же счастье должно быть вечным, непреходящим. По учению Иисуса Христа таким счастьем есть Царство Божие. Только тогда человек будет истинно счастлив, когда будет жить в мире с Богом, когда станет членом Царства Божьего. Тогда Господь будет заботиться о таком человеке и будет удовлетворять все его потребности и желания. И такой человек ни в чем не будет знать нужды и будет защищен рукой Господней от бед и страданий. «Бог же силен обогатить вас великой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:8). Путь в Царство Божие начинается уже здесь в земной жизни человека, а продолжается и окончательно завершается на небе в вечности. Счастье в Царстве Божием не имеет конца, оно не временно, как человеческие кратковременные радости, а вечно и совершенно. Его никто не может отнять или украсть у человека, оно не зависит от случайностей. Такое счастье, по учению Иисуса Христа, есть Вечное Блаженство, Совершеннейшее Благо, воплощение Добра Красоты и Вечной Любви.
Итак, истинное счастье это соединение человека с Богом, когда в душе человека живет Господь. А достижение такого счастья это исполнение Законов Божиих, выражающихся в совершении добрых дел, то есть жизнь человека в помыслах и поступках, подчиненных учению Иисуса Христа. Ибо «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» (Еккл.8:5). Согласно христианским представлениям, основы духовной жизни человека ясно и кратко изложены в девяти Заповедях Блаженства. Эти заповеди являются четким руководством для человека, который идет по пути спасения.
В Святом Евангелии ясно сказано, что только тот человек сможет войти в Царство Божие, который исполняет учение Христа, в том числе соблюдая девять Заповедей Блаженства. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).
Поэтому к Заповедям Блаженства христиане относятся с большим почтением. На протяжении всего христианства эти заповеди старательно пояснялись различными конфессиями и церквями. В православной церкви на литургии эти заповеди поются в тот момент, когда Святое Евангелие торжественно вносят в алтарь, что обозначает Святость этих заповедей, как и самого учения Христова.