Смех –
1) проявление состояния радости, веселья, шутливости, иронии;
2) форма осуждения; празднословия.
Христианину подобает четко разграничивать виды радости и отделять чистую радость от праздной, а иногда и вовсе пагубной веселости.
Почему смех сопоставляется с грехом?
Смех, как и плач, может быть спровоцирован множеством различных причин. Также как и плач он может иметь или греховный, или нравственно нейтральный окрас.
Примеры греховного смеха встречаются в Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов неоднократно. Как правило, там же указывается на причины, вызвавшие смех.
Так, смех Сарры во время посещения Авраама тремя Ангелами (Быт.18:12) был вызван недоверием Божьему обетованию о рождении у неё долгожданного наследника. Несмотря на то, что она имела для себя внутреннее «оправдание» (ведь она была не только бесплодна, но и стара), её смех вызвал укор со стороны Ангела и уязвление совести (Быт.18:13-15).
Смех иудеев над поруганным и Распятым Христом был связан с неверием Богу, внутренней злобой, высокомерием, завистью, ненавистью ко Христу.
В повседневной общественной жизни смех нередко граничит с издевательством одних людей над другими, высмеиванием человеческих слабостей, недостатков. При этом смеющийся ставит себя выше того, над кем насмехается и кого унижает своими насмешками. Очень часто подобные издевательства подхватываются окружением. В наиболее острых проявлениях насмешки оборачиваются травлей, нередко приводят к трагедиям. Такого рода смех именуется бесчинством.
Библейским примером использования смеха (высмеивания) ради издевательства может служить Голиаф, поносивший еврейский народ, а затем — вышедшего против него Давида. Чем завершилась это противостояние, хорошо известно.
Достаточно часто смех бывает обусловлен стремлением человека к веселью.
По большому счёту веселье, как состояние особого психологического настроения, может быть вызвано и богоугодным расположением сердца, например радостью, связанной с христианским торжеством. Но бывает и по-другому, когда человек ищет веселья в праздности, греховных развлечениях и удовольствиях, что не только отвлекает его от благочестивых занятий, но и служит дурным примером для окружающих.
Можно ли утверждать, что смех плох как таковой?
Вопреки распространенному мнению, далеко не всегда смех оценивается негативно.
В Священном Писании понятие «смех» используется как в отрицательном, так и в положительном ключе. С этой позиции говорится и о смехе праведника (Иов.5:22), и о смехе со стороны Самого Бога (Прем.4:18).
В ряде случаев смех может способствовать избавлению человека от гнетущего состояния: хандры, уныния, отчаяния.
Бывает, что смех побуждает человека к тому, чтобы взглянуть на себя со стороны. Именно с этой целью составлял свои басни Эзоп, обличая человеческие страсти и пороки.
Нельзя не отметить, что смех присущ даже безгрешным, невинным младенцам. Детский смех нередко символизирует радость. Более того, отсутствие смеха в жизни ребенка может служить показателем нездоровья, серьезным поводом обратиться к врачу.
В этой связи понимаем: «смеяться или не смеяться?» есть неверно поставленный вопрос. Как таковой, смех нельзя подвести под однозначную нравственную категорию. Что касается богословской оценки смеха, здесь многое зависит от конкретных условий и обстоятельств.
«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась». (свт. Иоанн Златоуст (т.12, ч.1, беседа 15)).
«Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда; а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею)». (прп. Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 26)).
Цитаты о смехе
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение».
Еф.5:4
«...или без ума смеяхся...».
Молитва на сон грядущим 3-я
«Сатира и вообще опасна соблазном для всякого литератора. Ведь так легко приучить себя к искажённому воззрению на мир. Всё дело в мере. Можно пользоваться каким-то средством в малых дозах, можно злоупотребить слишком — лекарство тогда превращается в яд. Это испытали многие сатирики».
М.М. Дунаев
Об опасном смехе. «"Анекдотический смех», которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла, и тщеславно смеша других, все это — болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это — симптом болезни духа».
архиепископ Иоанн Шанхайский
«Добрый смех – не грех».
архим. Павел (Груздев)
«Скажу тебе один искусственный способ. Хотя он и не достоин внимания тех, которые предпочитают кротость, однако же скажу, потому что может погашать неприятность. Смотрел ты иногда на кулачных бойцов? Прежде всего оспаривают они друг у друга выгодное место, того и домогаются, чтобы одному стать выше другого, потому что это немало содействует одержанию победы. Так и ты старайся занять выгоднейшее положение; а это значит, пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к препобеждению гнева. Как в кулачных боях, кто в сильной стремительности и ярости попусту сыплет удары, тот скорее утомляется, нежели принимающий на себя эти удары, истощение же сил – неискусный в бою прием; так и тому, кто оскорбляет человека, который не сердится на его нападение, но смеется над ним, всего более бывает это огорчительно; напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен и ненасытим».
свт. Григорий Богослов
Литература по теме
- Смех Библейская энциклопедия
- Смех Сокровищница духовной мудрости
- О смехе архиеп. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
- О том, что должно не смеяться и рассеиваться прп. Ефрем Сирин
- О том, чтобы хранить себя от смеха свт. Димитрий Ростовский
- Блажени плачущии ныне: яко воссмеетеся митр. Филарет
- Беседа о том, что аскету не должно предаваться шутливости свт. Иоанн Златоуст
- «Гнилые» слова, насмешки, смехотворство и споры проф. Н.Е. Пестов
- Размышляя о смехе и радости Владимир Басенков
- О смехе и веселии иером. Серафим (Параманов)
- Настоящее покаяние дарит радость, а не приводит к депрессии свящ. Павел Сержантов
- Смех и юмор как средства преодоления гордыни Настольная книга священнослужителя
- Смешные истории от православных
Комментировать