- Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
- Что значит стяжать Святого Духа?
- Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
- Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему Серафим Саровский явился Мотовилову в блеске благодатного света?
- Возможно ли причастие благодати для нехристиан?
- Если благодать – это действие Божие, то как её могут подавать святые?
- Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании
- Догматические определения о благодати
- Цитаты о благодати
Благода́ть (древнегреч. χάρις) –
1) Божественное действие вообще;
2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира;
3) Божественное действие (энергия, сила), направленное на спасение человека.
Вне специально-христианского употребления слово χάρις в древнегреч. языке имело значения «красота, слава; благоволение, благодеяние; милость; дар, награда; радость, наслаждение» (Также см. ниже «Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании»).
Это разнообразие значений, видимо, соединилось и сплавилось в христианском значении слова «благодать»: исхождение и проявление вовне Божией красоты и славы, как благой дар по милости Божией посылаемое миру и человеку и дающее ему возможность приобщиться Божественной жизни и получить нескончаемую радость и вечное наслаждение. Слово χάρις «благодать» в писаниях греческих Отцов часто синонимично божественным «силе» (δύναμις) и «действию, энергии» (ἐνέργεια), однако в качестве богословских терминов, в том числе, в паламизме чаще используются последние слова.
Русское слово «благодать» указывает, помимо прочего, на то, что обозначаемое им Божественное действие, в том числе действие, направленное на спасение человека, является благим, обозначает, что именно Бог является Источником истинных благ.
Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности – это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим (Исх.3:14) в самом точном и исключительном значении этого слова.
Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом (см. подробнее: Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах?; Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»).
Равным образом проявление или действие природы огня – раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, – мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.
В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы – Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Что значит стяжать Святого Духа?
Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.
Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение).
Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: Икона; Мощи святых).
В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия, направленная на преображение и спасение человека, действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.
При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает – в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, – Своим благословением (действием).
Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.
Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему Серафим Саровский явился Мотовилову в блеске благодатного света?
Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении – Божественное действие, направленное на спасение человека.
В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами веры.
Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? – В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: Промысл Божий).
По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.
Так, свет, исходивший от лица Моисея (Исх.34:29), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.
В случае с преподобным Серафимом Саровским сияние также свидетельствовало о его близости к Богу.
Кроме того, проявление этого сияния видимым образом было связано с желанием святого приоткрыть Мотовилову, в доступной для него мере и ясной форме, непонятную ему, как грешнику, тайну о том, что значит, пребывать во Святом Духе.
Увидев вокруг преподобного необыкновенное свечение, почувствовав исходившее при этом благоухание и теплоту, Мотовилов, конечно же, исполнился изумления. Вместе с тем он исполнился радости и восторга.
Зримый свет служил для него подтверждением облагодатствованности преподобного Серафима, а необычное внутреннее ощущение (пусть даже он и не испытывал тех ощущений, которые испытывал сам святой), позволили ему прочувствовать, что значит быть причастником Божественной благодати. Ведь по признанию Серафима Саровского, и он (Мотовилов) пребывал тогда в Духе.
Возможно ли причастие благодати для нехристиан?
Стяжание благодати спасения является одной из важнейших целей христианской жизни. В то же время, благодать содействует духовному преображению, обожению христиан, в результате чего возрастает их способность к дальнейшему стяжанию благодати.
Православным христианам благодать спасения подаётся посредством Церковных Таинств, во время участия в храмовом богослужении, посредством частных молитв (и т. д.), наконец, по особому усмотрению Божьему, в целях общего и частного Промысла.
Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным Дарам, которые преподаются исключительно членам Церкви (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).
Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.
Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).
Вспомним, как был призван в Церковь Савл, будущий апостол Павел, причём, призван тогда, когда выступал в роли ярого гонителя Церкви (Деян.9:1-18). Да и разве могли бы апостолы, не содействуй их проповеди Божественная благодать, «наполнить» Церковь (бывшими) язычниками?
Во-вторых, особое благодатное воздействие на неверующих и иноверцев может оказываться посредством христианских молитв, согласно обетованию Господа: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).
Если благодать – это действие Божие, то как её могут подавать святые?
Повторим, под благодатью в широком смысле слова подразумевается действие Божие, направленное в мир, а в более узком значении – действие Божие, направленное на спасение человека. Соответственно сказанному, Источником благодати является Бог.
«Подавать» благодать людям, то есть оказывать на них спасительное воздействие, Бог может и непосредственно, и опосредованно, в том числе через других людей, например, через святых, в частности, по их ходатайству, в ответ на молитвенное обращение к ним со стороны верующих. В таких случаях святые выступают в качестве орудий Божественного Домостроительства спасения, но, разумеется, не в качестве первоисточников Божественной благодати.
Сами святые нередко именуются облагодатствованными, богоносными, духоносными, то есть преисполненными Божественной благодати, находящимися в тесном духовно-благодатном единстве с Отцом и Сыном и Святым Духом. Когда мы называем Пресвятую Богородицу Богоблагодатной, мы имеем в виду особую, исключительную близость Её к Богу, высочайшую степень её облагодатствованности, святости.
***
«Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».
В Священном Писании понятие (Божья) «благодать» соотноситься с понятием (Божья) «сила» (Ср.: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор.12:9)).
Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом»... Св. Ириней Лионский отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».
Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей».
Человек, соединяясь с Богом, соединяется с Ним по благодати. Это происходит в процессе соработничества (синергии) человека и Бога. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно.
Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании
Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:
- иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт.6:8; Еккл.9:11; Эсф.2:15, 8:5);
- иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Пет.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Еф.4:7-8);
- иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное через Крестные Страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа (Тит.2:11; 3:4-5);
- но собственно спасительной благодатью, повторим, называется действие Божие, направленное на спасение людей. Заметим: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13:8-9).
Догматические определения о благодати
Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, – таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем (Правило 125).
Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (1Кор.8:1): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (Пс.93:10): так же написано и сие: любовь от Бога есть (1Ин.4:7) (Правило 126).
Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, – таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин.15:5) (Правило 127).
«Каноны или Книга Правил». Правила святых соборов Поместных. Правила святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393–419)
Цитаты о благодати
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Иак.4:6
«Всякой богобоязненной душе предлежат два великие подвига: первый, чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-нибудь на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами... И этот-то великий подвиг, чтоб не лишиться Божьей благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания».
преподобный Симеон Новый Богослов
«Не пытаясь жить по Евангелию, мы отводим от себя благодатные дары и помощь Божию, ибо благодать Божия содействует человеку при его собственных усилиях и без этого спасти его не может».
епископ Василий (Преображенский)
«Благодать действует в нас с малолетства сокровенно. Ее подновляют в нас причащением Святых Тайн Тела и Крови; среда же, в коей мы растем, если она верующа и благочестна, дает простор действию ее в нас чрез христианское воспитание. И выходим мы из детства и отрочества при сих условиях совсем не то, чем выходят те, которые не крещены. Полагаю, что вам приятно восприять мысль и веру, что вы облагодатствованы. И не отрицайтесь, а паче благодарите. Благодать сокровенно действует, но нередко она проторгается и въявь, в святых порывах и делах. Если будете почаще себя тереть, ходя в порядках христианских, – чаще будете испытывать и действие благодати. Огонь есть в дереве, но скрыт. Станьте тереть дерево о дерево – пойдет дым, а потом и огонь покажется».
свт. Феофан Затворник
«Два производителя нашего спасения: благодать и вера, один от лица Божия, а другой от нас. Сначала веруем, потом сподобляемся благодати Святого Духа; но и самая вера не без благодати. <...> В деле спасения неразлучны благодать и свобода. Они и в то время, как полагается начало спасению, и во все то, как оно совершается, до конца ни на одно мгновение не разлучаются, и это как в общем содеянии спасения, так и в каждом частном ко спасению относящемся деле, так что, коль скоро прекращается действие одного какого из сих производителей, останавливается и дело спасения. Недостанет нашей тонкости ума на то, чтоб точно определить, кто когда из них предшествует и кто последует. Безопаснее всего вообще полагать, что в спасающихся всегда действуют благодать и свобода вместе: ни свобода ничего не может сделать спасительного без благодати, ни благодать действовать во спасение без свободы».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Благодать энциклопедия изречений
- Благодать Библейский словарь
- Учение о благодати иерей Олег Давыденков
- Беседа преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым
- Жизнь Церкви в Духе Святом протопр. Михаил Помазанский
- Слово о законе и благодати митр. Иларион
- О законе и благодати прот. Валентин Свенцицкий
- О благодати. Старец Силуан иеромонах Софроний
- Об опыте Божией благодати архим. Георгий (Капсанис)
- Божественная благодать и свобода человека свт. Феофан Затворник
- О Благодати Божией архиеп. Феофан (Быстров)
- О благодати Божией, как силе, которою Господь освящает нас митр. Макарий (Булгаков)
- О Божественных энергиях и их причастии свт. Григорий Палама
- Акты Константинопольского собора 1351 г. против варлаамитов и новая анафема платонизму
- Действие благодати. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)
- О дарах благодати свт. Филарет Московский
- Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истины веры и поддержания в людях чистой нравственности еп. Вениамин (Платонов)
- Благодать Божия митр. Вениамин (Федченков)
- Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправданий его перед Богом, по римско-католическому учению М.С. Григоревский
- Учение святителя Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блж. Августина прот. Павел Хондзинский
- Представление баптистов о благодати Р.М. Конь
- Дух отношения между благодатию и свободой в возрожденном человеке по руководству символических книг Православной Церкви Ф.А. Тихомиров
- Учение о Христе и благодати в ранней Церкви Д. Ферберн
- Благодатные состояния в христианстве Учебное пособие
- Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах? А.М. Леонов
- Учение святых отцов-подвижников о благодати Божией, спасающей человека Д.И. Имшенецкий
- Божественная благодать. Истинное и ложное учение
Комментировать