Правильное понимание | Неправильное понимание |
---|---|
Что такое Божественная благодать? | |
Благодать Божия – действие Божие (Божественная энергия, от др.-греч. ἐνέργεια – действие, деятельность, сила, мощь), связанное с заботой Бога о мире. В более узком значении: Божественное действие, направленное на спасение, освящение, обожение человека. | Изобилие земных благ. Состояние удовлетворения, эмоциональной приподнятости.
Пример. Восклицание человека, вышедшего из бани: «эх, благодать!». |
Кто из Божественных Лиц является Источником излияния благодати в мир? | |
Божественное действие проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. В этой связи благодать Божья (как Божественное действие) нередко называется благодатью Святого Духа.
Пример: Выразить единое действие Святой Троицы можно через образ человека, в уме (образ Бога Отца) которого возникает мысль (образ Бога Сына), выражаемая голосом (образ Святого Духа). Мы обычно говорим «он сказал», не поясняя, что сначала в уме человека возникла мысль, которую, затем, он выразил голосом. Аналогично и про Божественную благодать говорится – «благодать Святого Духа», т. к. Он является выразителем единого действия Св. Троицы. |
Источником излияния благодати в мир является исключительно Святой Дух, отчего благодать Божья нередко называется благодатью Святого Духа. |
Какова роль благодати в деле преодоления человеком личной греховности? | |
Спасение человека осуществляется в синергии (соработничестве) Бога и человека.
Пример. Человек отрекается от суеты мира, вступает в монастырь, молится, трудится, принимает и исполняет монашеские обеты, а Бог содействует ему на его христианском, монашеском пути. |
1. Роль благодати в этом деле минимальна. Главная роль принадлежит самому человеку. Если он сам захочет не грешить, то и перестанет грешить, и сделается праведным.
Подобную ересь исповедовал Пелагий. 2. Роль человека в этом деле сводится к нулю. Все, что ни делает человек доброго — дело не человека, но Божественной благодати. Если Бог хочет, чтобы человек не грешил, и оказывает на него соответствующее благодатное воздействие, тогда тот и не грешит: действие благодати неумолимо. Подобную ересь, утрировав учение блаж. Августина о благодати, исповедуют некоторые протестантские общины. |
Могут ли священные предметы аккумулировать Божественную благодать? | |
Священные предметы являются местами особого Божьего присутствия. Сами же по себе они не являются источниками благодати: Источником благодати является Бог. | Священные предметы могут аккумулировать Божественную благодать и, как результат, служить самостоятельными, автономными источниками Божественной благодати.
Пример: намоленные иконы, намоленные стены храмов, монастырей. |
Если цель жизни христианской — стяжать благодать Святого Духа, то следует ли из этого, что человек может накапливать в себе Божественную благодать, словно копилка? | |
Стяжание (обретение) благодати следует понимать так: живя по Евангелию, в соответствии с законом Божьим, человек, при содействии благодати, уподобляется Богу, духовно сближается с Богом, обоживается. | Да, следует. В этом и заключается смысл христианской жизни. Когда человек накапливает в себе благодать, она становится его собственной благодатью. Чем больше он накопит в себе благодати, тем в большей степени будет свят. |
Можно ли созерцать благодать Божью? | |
Благодать Божья может созерцаться духовными очами веры.
Пример. Подвижники, на высших ступенях молитвенного делания, созерцают нетварный Божественный свет. Таким светом просиял Господь Иисус Христос на горе Фавор (Мф.17:1-2). |
1.Благодать невозможно созерцать ни в какой форме, ни при каких условиях.
2. Благодать можно созерцать чувственно, подобно тому, как мы созерцаем солнечный свет, главное – уметь войти в особое трансовое состояние. Такие практики использовали еретики мессалиане (евхиты). |
Можно ли утверждать, что со времени Сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы Он по преимуществу (перед двумя другими Божественными Лицами) действует в мире? | |
Нельзя. Божественное действие едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Отец и Сын и Святой Дух – не три обособленных Бога, не три обособленных Действователя, а один. | 1. Можно, так как Христос вознесся превыше всех небес, а Святой Дух присутствует в Церкви непрестанно.
2. В Ветхом Завете по преимуществу действовал Бог Отец, на рубеже Заветов – Бог Сын, в Новом Завете – Дух Святой. |
Что означает сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы? | |
Дарование Апостолам «экклезиологической благодати» (от греч. ekklêsia «Церковь» и logos «слово, учение»), т. е. благодати для строительства Земной Церкви. | Пришествие Третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа – в мир. |
Какой важнейший фактор для приобщения человека божественной благодати? | |
Чистота сердечная (Мф.5:8), искренняя вера (Мк.16:16), смиренный покаянный настрой. Кому-то и величайшая святыня принесёт мало пользы, а кому-то и неаутентичный в историческом плане священный предмет принесёт обильную благодать. | Древность храма, известность и величие святыни. Внутреннее чувство намоленности места. |
В чём состоит различие благодатных даров, подаваемых в каждом из семи Церковных Таинств? | |
В каждом из Таинств верующие воспринимают различные действия благодати, различные дары Святого Духа.
В Крещении человек омывается от скверны греха: первородного и личных (Деян.2:38). Через Крещение он усыновляется Богу, вводится в членство Церкви Христовой, рождается новым духовным рождением (2Кор.5:17). В Таинстве Миропомазания человек обретает дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. В Таинстве Евхаристии христианин соединяется с Иисусом Христом (Ин.6:56), а также с ближними во Христе (1Кор.10:17). Согласно молитве святителя Василия Великого, потребление Евхаристических Даров осуществляется «во исцеле́ние, и очище́ние, и просвеще́ние, и сохране́ние, и спасе́ние, и во освяще́ние души́ и те́ла…» В Таинстве Покаяния грешнику отпускаются грехи (совершенные после крещения) (Ин.20:22-23). В Таинстве Священства рукополагаемому христианину преподаются такие благодатные дары, которые соответствуют принимаемому им священнослужению (дьякона, священника, епископа). Можно сказать, что в Таинстве Священства рукополагаемый освящается на особое служение в лоне Церкви. В Таинстве Брака благословляется супружеский союз между мужем и женой (Мф.19:6), по образу союза Христа и Его Церкви. В Таинстве Елеосвящения испрашивается благодать для исцеления телесных и душевных болезней (больной может получить исцеление, если будет угодно Богу). (Иак.5:14-15). |
|
Причастны ли некрещённые к благодати Божьей? | |
По большому счёту под Божественной благодатью понимается такое действие Божье, которое направлено на поддержание бытия и развитие мира. Оно распространяется и на каждое творение в отдельности, и на мир в целом.
В более узком осмыслении под благодатью Божьей подразумевается действие Божье, направленное на спасение человека. Особым образом благодать (понимаемая в этом значении) действует на членов Церкви Христовой, живущих полнотой христианской жизни. В частности, особые дары Святого Духа преподаются верующим, когда они участвуют в церковных Таинствах. Однако и на тех людей, которые, в силу разных причин, не принадлежат к Церкви, изливается Божественная благодать (Ин.12:32). Оказываемое на них благодатное воздействие, направленное на их призвание ко спасению, призвание в Церковь, называют призывающим действием благодати. |
Комментировать