Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту
Чин | Описание | Празднование | В Св. Писании | |
---|---|---|---|---|
1 | Серафимы | В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изобр. шестикрылыми). | 8/21 ноября | Ис.6:2, 6 |
2 | Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изобр. четырёхкрылыми). | Евр. 9:5 | |
3 | Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изобр. в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
4 | Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения. | Кол. 1:16 | |
5 | Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям. | Кол. 1:16 | |
6 | Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим | Еф. 1:21 | |
7 | Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
8 | Архангелы | Являются проводниками откровения Божия (подробнее см. таблицу ниже). | 1Фес.4:16; | |
9 | Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина. | Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10 |
Архангелы
1 | Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9; Дан. 3:92-95 |
2 | Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26; Дан. 8:16 |
3 | Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
4 | Уриил | «Свет, огнь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. | 3Езд. 5:20 | |
5 | Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди. | 3Езд. 5:16 | |
6 | Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изобр. держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | Упоминается только в Св. Предании | |
7 | Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изобр. Несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | Упоминается только в Св. Предании | |
8 | Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы. | 3Езд. 4:36 |
Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:
- Крылья — символ быстроты и всепроникновенности;
- Посох — символ посланничества;
- Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
- Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
- «Око» во лбу – символ всевидения;
- Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы, посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
См. также:
- в словаре: АРХАНГЕЛ, АНГЕЛ
- в Молитвослове: Молитвы Небесным Силам Бесплотным,
Молитвы Ангелам на каждый день недели.
Комментировать