- Хронологическая таблица пророков-писателей
- Таблица: Исполнение ветхозаветных пророчеств в Новом Завете
- Пророк Исаия в Евангелиях
Пророк / Время служения (до Р.Х.). Правитель. |
Миссия пророка | Духовно-нравственные уроки |
---|---|---|
Согласно Септуагинте Ной родился в 1662 от Сотворения мира. |
Нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один праведный Ной со своим семейством. Тогда Господь определил очистить землю водою от погрязших в грехе народов, а Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Прожил 950 лет. | Человеку всегда следует оставаться верным Богу, быть праведным и непорочным, в любых обстоятельствах, даже если он живет в окружении развращенных людей. Проявление непочтения к своему отцу есть тяжкий грех. |
Ориентировочно период можно ограничить рамками первой половины II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х. |
Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе. | Вера в Бога есть не только вера в бытие Божие, но и личное доверие Богу: Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит – нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой, но слово Божие остается непоколебимой истиной. Когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. |
XVIII-XVII века до Р.Х. |
Является родоначальником 12 колен Израилевых. Сподобился видения таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, прообразовавшей Божию Матерь. | Если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к Нему. Бедствия следует переносить с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божиему и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни. |
XVI-ХV века до Р.Х. Рамзес II, Мернептах (египетские фараоны); предводителем еврейского народа являлся сам Моисей. |
Возглавил освобождение своего народа. Был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. Принял от Бога Его Десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Повелел Он также устроить скинию. Силой Божией Моисей творил великие знамения и чудеса. | Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере и послушании. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. Идолопоклонство и маловерие являются тяжким грехами против Бога. |
ХV век до Р.Х. Моисей; позднее Иисус Навин сам являлся предводителем еврейского народа. |
Являлся предводителем и военачальником еврейского народа в период завоевания Ханаана. Через него Господь явил великие чудеса. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов. Введя еврейский народ в Землю Обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими. | Господь милостив к тем, кто имеет страх Божий и служит Ему в чистоте и искренности. |
XI век до Р.Х. Саул, Давид (1Цар. 9:17; 16:13) |
Стал преемником священника Илия. Помазал на царство первых еврейских царей – Саула, а после – святого Давида. | В случае греховного падения человек (народ) должен принести Богу искреннее покаяние и встать на путь исправления. |
XI век до Р.Х. Давид, Соломон (1Пар. 29:29; 3Цар. 1:34) |
Не допустил строительство Давидом храма; возвестил Давиду суд Божий за совершенные им преступления; содействовал помазанию Соломона на царство. | Бог строг к тем, кто совершает греховное падение, но милостив к тем, кто встает на путь покаяния и исправления. |
XI-Х века до Р.Х. Саул; позднее сам Давид являлся правителем |
Пророчествовал о Христе. Показал пример непоколебимой веры в Бога, показал пример истинного покаяния. Покорил Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Поставил новую скинию и перенес в нее ковчег завета. | Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере, кротости и послушании. Бог прощает даже тяжкий грех при условии искреннего покаяния у грешника. |
Х век до Р.Х. Давид; позднее сам Соломон являлся правителем |
Пророчествовал о Мессии. Построил первый иерусалимский храм. Являлся самым мудрым еврейским царем, однако впал в идолопоклонство. | Идолопоклонство есть тяжкий грех против Бога. |
IX век до Р.Х. |
Был ревностным поборником чистоты веры, грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Совершил немало чудес, был взят на Небо живым, являлся Христу на горе Фавор, будет предтечею второго пришествия Спасителя на землю. | Господь милостив, Он не только грозный карающий Судия. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. |
IX век до Р.Х. Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израильские (4Цар.2:1-9:1; 13:10-21) |
Показывал, как необходимо помогать нуждающимся. Бестрепетно говорил царям правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. С именем пророка связывается множество чудес. | Богу нужно отводить первое место в жизни. Бог заботится о повседневных нуждах людей. |
АВДИЙ (малый пророк) IX век до Р.Х. Ахав Израильский |
Пророчествовал о предстоящей гибели Едома; провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля. | Гордость – один из наиболее опасных грехов, потому что она побуждает стремиться к власти над другими. За этот грех человек (народ) не избежит Божиего возмездия. |
ИОНА (малый пророк) IX-VIII века до Р.Х. Иеровоам II Израильский |
Пророчествовал о судьбах израильского народа, «приращение» территории Израиля, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима Предупредил Ниневию, столицу Ассирии, о необходимости покаяния. | Бог хочет, чтобы все народы обратились к Нему. Он любит все народы и каждого человека в отдельности. |
ИОИЛЬ (малый пророк) VIII век до Р.Х. Иоас Иудейский |
Предсказал о наступлении всеобщего суда и отдаленных временах Мессии. Предсказал о том, что Дух Святой изольется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. | Бог судит все народы за их грехи, а вечное спасение получает только тот, кто верит в Него. Никогда не следует падать духом, но нужно уповать на Господа. |
АМОС (малый пророк) VIII век до Р.Х. Иеровоам II Израильский |
Возвещал приближение Суда Господня. Обличал недостатки общества: социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Избранничество Израиля понимал как высокую меру ответственности перед Богом. | Вера в Бога – не только личное дело. Бог призывает всех верующих бороться с несправедливостью в обществе и помогать нуждающимся. |
ОСИЯ (малый пророк) VIII век до Р.Х. Иеровоам II Израильский (Ос.1:1) |
Пророчествовал о Христе. Обличая беззакония израильтян, возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен ассирийский. Предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства и что по всей земле распространится истинное Богопознание. | Когда человек грешит, он нарушает отношения с Богом, предает Его. Все ответят перед Богом за свои грехи, но те, кто просит у Него прощения, не будут осуждены. |
МИХЕЙ (малый пророк) VIII век до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Иудейские (Мих. 1:1) |
Предсказывал падение Северного и Южного Царств. Это будет Божье наказание, показывающее, как Бог заботится о Своем народе. Объявил о предстоящем рождении Мессии. | Человек, живущий вдали от Бога, живет во грехе. Только Бог показывает людям путь к вечному миру. Его наказание часто наставляет на путь истинный. |
ИСАИЯ (великий пророк) VIII-VII века до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия Иудейские (Ис. 1:1) |
Пророчествовал о Мессии, Небесном Иерусалиме, еврейском и других народах. Совершил ряд чудес. | Бога невозможно постигнуть разумом. Иногда нам приходится перенести наказание, чтобы мы вернулись к Богу. Каждый народ достоин власти, которая над ним. Судьба человека зависит от него самого и определяется его поступками. Бога нужно чтить сердцем, а не словами. |
НАУМ (малый пророк) VIII-VII века до Р.Х. Манассия Иудейский |
Предсказывал погибель Ниневии, заслужившей такую участь своим идолопоклонством, особенно же развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. | Тех, кто совершает зло и угнетает других, однажды тоже постигнет плачевная участь. |
СОФОНИЯ (малый пророк) VII век до Р.Х. Иосия Иудейский (Соф. 1:1) |
Пророчествовал о разрушении Иудейского царства, призывал к покаянию. | Бог будет судить нас за неповиновение, но, если мы будем верны Ему, Он проявит к нам милость. |
ИЕРЕМИЯ (великий пророк) VII-VI века до Р.Х. Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские (Иер. 1:1-3) |
Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие иудейский народ будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет. Плакал о нечестии своего народа на развалинах Иерусалима и продолжал учить добру оставшихся жителей. | Скорби могут быть посылаемы человеку (народу) как наказание за его грехи, за отступничество от веры. Единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу. Покаяние в безнравственном мире просто необходимо. |
АВВАКУМ (малый пророк) VII-VI века до Р.Х. Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские |
Предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. | Вместо того чтобы сомневаться в Божиих путях, мы должны понимать: Он совершенно справедлив, и мы должны верить, что Он руководит всем и однажды зло будет окончательно уничтожено. |
ДАНИИЛ (великий пророк) VII-VI века до Р.Х. Навуходоносор II, Валтасар, Дарий I, Кир II |
Предсказал близкие события и события далекого будущего, в том числе создание Римской империи, когда родится Христос – основатель всемирного, вечного царства – святой Церкви. Предсказал время рождения Спасителя, Его смерть, разрушение Иерусалимского храма и самого города, прекращение ветхозаветных жертв. | Нужно хранить веру в истинного Бога, даже если претерпеваешь гонения. Гордецу следует смирять свое сердце, чтобы не гневить Господа. Нам следует думать не столько о будущем, сколько о том, как нам жить сейчас, чтобы не стать жертвами будущих событий. |
ИЕЗЕКИИЛЬ (великий пророк) VII-VI века до Р.Х. Навуходоносор II |
Сподобился видения славы Божией. Пророчествовал о воскрешении из мертвых, Мессии, возобновления богослужений в храме. Также предрекал духовно-нравственное падение евреев, разорение других народов. | Бог воспитывает Свой народ, чтобы люди стали ближе к Нему. Господь желает не гибели беззаконников, но их покаяния. |
АГГЕЙ (малый пророк) VI век до Р.Х. Дарий I (1Ездр. 6:14) |
Призывал народ к покаянию. Обличал народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Обличал высокомерие строителей второго Иерусалимского храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. | На первом месте в жизни человека должен быть Бог. Нечистое, коснувшись чистого, не освящается. |
ЗАХАРИЯ (малый пророк) VI век до Р.Х. Дарий I (Зах. 1:1) |
Подробные пророчества о грядущем Мессии (будущее является ареной нового мессианского века, но народ не должен увлекаться обманчивой надеждой на Мессию, как на политического завоевателя – для этого пророк возвещает о Его страданиях на земле). | День Господень – это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости. |
V век до Р.Х. Неемия |
Обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников – за уклонение от веры, угрожал им судом Божиим за пороки и богохульство; в то же время провидел славу второго храма и ясно предсказывал пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий Суд Божий. | Служение Богу должно сопровождаться обращением сердца. Жертвы Богу должны совершаться с усердием и благоговением. |
*Одни святые называли последним Пророком Ветхого Завета и первым Пророком Новозаветной Церкви Иоанна Предтечу, но вместе с тем, по мысли других отцов, последний пророк Ветхого Завета — Малахия, поэтому они называли его «Печать Пророков». Ему же принадлежит последняя книга Ветхого Завета. Иоанн Предтеча — это не только пророк, но и свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он совершает особое избранническое служение, о котором пророчествовал, в свою очередь, пророк Малахия (Мал.3:1-2; 4:5-6). При этом Малахию цитировал Сам Спаситель (Мф.11:10; 17:10-12; Мк.1:2; Лк.1:16-17 и др.).
Комментировать