Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку)1
Действие по страсти | Сопротивление страсти | Искоренение страсти | |
---|---|---|---|
Сила воздействия страсти | Зло обратилось в навык, также замещение одних страстей другими. | Борьба со страстью. | Путь не просто сопротивления, а путь победы – истребления страстей, очищения души для иного – для благодати, и стяжание её. |
Отношение к страсти | Рабство страсти. Тот, который, будучи поражаем от врага своего стрелами, берет их и собственными руками вонзает в свое сердце. |
Кто не действует по ней и не отсекает ее, но борясь, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. Старающиеся остановить страсть, но по внушению другой страсти. Он подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню и потому не получающему ран. |
Чтобы искоренить страсть, недостаточно только не делать зла, а должно делать и добро. Он, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их, или возвращает в сердца врагов. |
1 По прп. авве Дорофею («Душеполезные поучения»)
Схема развития греха2
Прилог |
Сочетание (внимание) |
Сосложение (услаждение) |
Пленение (желание) |
Решение | Дело |
---|---|---|---|---|---|
Рождение образа в уме. | Внимание к образу (ум). | Приложение сердца (чувства). | Приложение воли. | Решение реализовать помысл. | Прилог приведён в исполнение. |
Грехом не является. | Начало греха (ум должен был прогнать греховный помысл). В исключительных случаях (у подвижников) может носить характер безгрешного собеседования с помыслом с целью избавления от него. |
Развитие греха. | Развитие греха. | Развитие греха. | Исполнение. |
Пример: Приходит мысль, что время позднее, уже нет сил молиться. | Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться. | Предвкушение сладкого сна | Желание оставить молитву, чтобы отдохнуть после тяжёлого дня лишние полчаса. | Окончательное решение не молиться в этот вечер и пойти хорошенько выспаться. | Оставил молитву. (Пошёл спать. По дороге присел у телевизора. До 3-х ночи смотрел боевик. Утром не было сил на молитву)… ☹ |
2 Схема развития страсти была разработана практически одновременно (IV) век на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе Иоанном Кассианом Римлянином
Коренные страсти (стволы от корня страстей – самолюбия)3
Сластолюбие | Сребролюбие | Славолюбие | |
---|---|---|---|
Классификация по Апостолу Иоанну: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин.2:16. | Похоть плоти (любовь к наслаждениям, чувственность). Сколько благ на земле, сколько потребностей в его теле, столько полных удовольствиями областей для преданного чувственности. |
Похоть очей (своекорыстие). Он или корыстолюбив, или любостяжателен, или скуп, и только под сильным влиянием тщеславия может любить великолепие и пышность. |
Гордость житейская (самовозношение). Он жаждет чести и славы, когда обладает сильным характером; лицемерен и тщеславен, когда слаб душою; дерзок, своенравен, спесив, склонен к пересудам, когда низок. |
— по генезису |
Чревоугодие, блуд. | Сребролюбие. | Гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. |
— по 3-м частям души | Порождение раздражительной части. | Порождение вожделевательной части. | Порождение разумной части. |
— по возрасту (св. Григорий Палама)4 | Юность | Младенчество | Детство |
Врачество | Воздержание | Нестяжание | Смиренномудрие |
3 Следует учитывать, что между страстями не существует непроницаемых перегородок, одна страсть теснейшим образом связана с другими.
4 Добр Т.5. С.267-269
Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)
1. Чревоугодие |
2. Блуд |
3. Сребролюбие |
4. Гнев |
5. Печаль |
6. Уныние |
7. Тщеславие |
8. Гордость |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цепочка зависимости | Корень последующих страстей. | Отец сребролюбия. | Мать гнева и печали. | Отец печали. | Мать уныния. | Порождение печали и тщеславия. | От чрезмерного тщеславия рождается гордость. | Предел и источник страстей, корень зла. |
Определение | Пристрастие к вкусной и обильной пище. | Пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом. | Стремление наживать богатство. | Потеря душевного равновесия. | Греховная скорбь (от внешнего источника). |
Чувство внутренней неудовлетворённости и опустошения (от внутреннего состояния). |
Пристрастие к тщетной (напрасной) славе человеческой, любовь к почестям. | Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. |
Виды |
1) Еда до времени. 2) Обжорство. 3) Сластолюбие. |
1) Блуд. 3) Половые извращения. 4) Блуд в помыслах. |
1) Жадность – страсть к обладанию.
2) Скупость – страсть к сохранению |
1) Внутренний (смущение, раздражение).
2) Внешний. 3) Злопамятство (мстительность, обида). |
1) Печаль от убытка, потерь и неисполнения.
2) От опасения, страха и забот. 3) От предшествующего гнева. |
1) Уныние, вгоняющее в сон: лень.
2) Уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения. |
1) Превозношение плотскими преимуществами, талантами и видимыми вещами.
2) Превозношение духовными подвигами. |
1) Самовозношение над людьми.
2) Приписывание всех добрых дел себе. |
Особенности проявления | К проявлениям страсти чревоугодия относятся пьянство, наркомания, курение. | Страсти блуда подвержены люди любого возраста. | Жадность может принимать форму предпринимательства, коллекционирования, хищения.
Внешне м.б.похожа на бережливость. |
Гнев обычно имеет причиной неудовлетворённость каких-либо страстей. | 1) Чувство грусти, душевной горечи.
2) Беспокойство. Пленяет человека, имеющего глубокую привязанность к земному. |
Выгорание, суетливость, рассеянность в молитве.
Крайняя степень уныния – отчаяние и самоубийство. |
Жажда признания, похвал.
Тщеславие сопутствует всем добродетелям. |
Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия. |
Благодатное призвание (замысел) | Питание от Древа Жизни (Ин.6:48). | Любовь и единомыслие в Боге (Быт.2:18). | Забота (Быт.1:28). | Ревность по Богу, вытекающая из заботы о мире (Ин.2:17). | Творческая деятельность человека (1Кор.3:9). | Плоды человеческого труда (Ин.15:5). | Освящение плодов труда, прославление Бога в своих делах (Мф.6:9). | Стяжание Богозаповеданного достоинства, обожения (Ин.17:21). |
Естественная потребность человека после грехопадения | Питание. | Размножение. | Выживание в падшем мире. | Праведный гнев. | Необходимость труда. | Построение цивилизации. | ||
Какую заповедь нарушает страсть | Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством… (Лк.21:34) | Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18). | Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть (Евр.13:5). | …всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… (Мф.5:22). | Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Лк.18:24) | …должно всегда молиться и не унывать… (Лк.18:1) | …не будь, как лицемеры… (Мф.6:5) | Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притчи 16:18). |
Св.Писание о страсти | Сир.37:30-34 | Мф.5:28,31-32; 1Кор.6:9-10 | Лк.12:15-22; Мк.10:23-24; 1Тим.6:6-10, 17-19 | Мф.5:21-22; Еккл.7:9; Иак.1:20; Еф.4:26 | 2Кор.7:9-10 | Пс.41:6 | Мф.6:1,5,16 | Иак.4:6; 1Кор.13:4; Дан.4:34; Иер.50:31-33 |
Средства борьбы |
1) Соблюдение постов. 2) Еда только в установленное время. 3) Окончание трапезы до сытости. 4) Простая пища. 5) Воздержание от алкоголя. 6) Питаться, а не лакомиться. |
1) Воздержание от излишних пищи, вина, сна. Воздержание языка. 2) Исповедь. 3) Физическая работа. |
1) Милостыня. 2) Укрепление веры в Промысл Божий. |
1) Воздержание в пище.
2) Молчание уст при смущении сердца. 3) Просьба о прощении обид перед теми, кого обидел. 4) Молитва об оскорбившем. |
1) Молитва со слезами.
2) Милосердие. 3) Ненавидение мира. 4) Размышление о будущих благах и блаженстве в раю. 5) Принятие всего происходящего как дара Божьего. 6) Славословие Бога. |
1) Труд.
2) Усердие в молитве и ко всякому доброму делу. Воспитание самопринуждения. 3) Терпение. 4) Распорядок. 5) Память смерти. 6) Избегать лишней информации. 7) Удаляться тунеядцев. |
1) Незамечание похвал.
2) Недоверие своим добродетелям. 3) Стремление не выделяться при других. 4) Скромность в речи, одежде. 5) Самопосрамление, сокрушение о грехах. 6) Молчание. |
1) Память о своих грехах, память смертная, размышление о благодеяниях Божиих, вплоть до страданий и смерти крестной. 2) Самоукорение. 3) Просьбы о прощении или помощи у других людей. 4) Молитва о всех, даже самых простых нуждах. 5) Приписывание всех добрых дел Богу. 6) Послушание духовнику. |
Некоторые особенности борьбы | Необходима постепенность. Пост должен быть в тайне. | Следует уклоняться от сладострастных впечатлений. | Милостыня требует постепенного навыка и тайны. | Необходимо вырабатывать терпение. | Молитвы благодарения. | Полезно чтение житий подвижников. | Следует сравнивать себя с образом человека, который преподал Христос. | Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжёлый физический труд. |
Добродетель | Воздержание | Целомудрие | Нестяжание | Кротость | Надежда | Трезвение | Смирение | Любовь |
Скачать эту схему в виде DOC-файла
Комментировать