Печа́ль —
1) пятая из восьми главных страстей – греховная скорбь от внешнего источника;
2) покаянное чувство, вызванное осознанием собственных грехов, сопряженное с желанием и надеждой на спасение (Ин.16:20).
Печаль всегда вызывается каким-то внешним событием в отличие от уныния, у которого причины внутренние и не столь очевидные (нерадение, осуждение и т.п.). Чтобы это легче было запомнить: человека опечаливают (внешняя причина), а в уныние он впадает (внутренняя причина).
«Печаль. Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него» (свт. Игнатий).
Какая печаль является богоугодной, а какая нет?
По слову Священного Писания, несмотря на то, что человек создан для счастья и блаженства, жизнь всех людей, рожденных от жен, пресыщена печалями (Иов.14:1). Применительно к учению о спасении Божественное Откровение выделяет два главных вида печали: богоугодную и мирскую (богопротивную, греховную) (2Кор.7:10).
Богоугодной может быть названа только та печаль, которая соответствует Божьему замыслу и благоволению. Такая печаль бывает полезной для людей.
В рамках аскетической литературы, нравственного богословия, христианской психологии под богоугодной печалью понимается та, что способствует внутреннему преображению личности, перемене мыслей и желаний от злых и греховных к праведным и добродетельным (2Кор.7:10). Богоугодная печаль неразлучна с упованием на Божье милосердие и Божью премудрость, с надеждой на Высший Божественный Промысл.
В свою очередь под богопротивной печалью понимается та, что вводит человека в состояние охлаждения к вере, уныния или даже отчаяния. Это — мирская печаль, производящая смерть (2Кор.7:10).
Примером богопротивной печали может служить состояние, которое, после предательства, охватило Иуду. Хотя в основе этого состояния лежала и справедливая скорбь от осознания личной вины, и чувство глубокого раскаяния в содеянном, однако оно было чуждо стремлению испросить у Бога прощения, принести плоды покаяния. В результате, сердце Иуды ожесточилось, и к одному своему страшному греху он добавил другой — самоубийство (Деян.1:18).
Примером богоугодной печали может служить плач апостола Петра после его отречения от Христа.
Вообще же церковно-историческая и православно-аскетическая литература содержит бесчисленное множество примеров спасительной покаянной печали. По большому счёту такая печаль не только не противоречит радости Евангельской проповеди, но и способствует большему приобщению грешника к радости Евангельской жизни.
Возможна ли совершенно беспечальная жизнь?
Возможна. Правда, такую жизнь трудно представить. Ведь если в этом мире и можно достичь беспечального душевного состояния, то оно, как правило, очень относительно и имеет краткосрочный характер.
Не так же, а иначе было в первые времена. Первозданные люди, пребывая в раю, обладали благами, сполна доставлявших им душевное и телесное удовлетворение. По сути у них не было даже и повода для тяжёлой печали. Печаль, как состояние недовольства и скорби, вошла в мир с грехом.
Жизнь в Царстве Небесном, которая откроется после Второго Пришествия Христа и Страшного Суда, будет свободна от каких-либо печалей. Это состояние праведников будет соответствовать непрестанной радости, счастью, блаженству (Откр.21:4).
Цитаты о печали
«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет».
Сир.30:22-25
«Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость».
прп. Никодим Святогорец
«Наклонные к излишней печали не должны в оправдание собственной страсти указывать на слезы Господа. Ибо как пища, которую вкушал Господь, должна служить для нас не поводом к сластолюбию, а напротив того, самым высоким правилом воздержания и умеренности, так и слезы предложены нам не в закон, предписывающий плакать, но в самую пристойную меру и в точное правило, по которому должны мы, оставаясь в пределах естества, переносить скорбное честно и благопристойно. Посему ни женщинам, ни мужчинам не дозволяется много сетовать и плакать, но можно опечалиться несколько во время скорби и лить не много слез, впрочем, тихо, без рыданий и воплей, не раздирая на себе одежды, не посыпая себя пеплом, без всяких других подобных сим неблагопристойностей, допускаемых людьми, которые не имеют понятия о приличиях. Ибо тому, кто очищен Божественным учением, должно оградиться правым словом, как твердою стеною, мужественно и с силою отражать от себя устремления подобных страстей и не допускать, чтобы полчище страстей наводнило уступчивую и податливую душу как бы некое низменное место. Душе слабой и нимало не укрепляемой упованием на Бога свойственно чрез меру надрываться и падать под тяжестию скорби».
свт. Василий Великий
«Только тогда хорошо печалиться, когда мы или другие грешим; а когда мы впадаем в обыкновенные человеческие несчастья, тогда печаль бесполезна».
свт. Иоанн Златоуст
«Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали».
преподобный Серафим Саровский
Литература по теме
- Печаль по Боге Энциклопедия изречений
- Женщине, которую гнетет тяжелое уныние свт. Николай Сербский
- О духе печали прп. Иоанн Кассиан Римлянин
- Печаль преп. Оптинские старцы
- Печаль схимархим. Иоанн (Маслов)
- Печаль свящ. Павел Гумеров
- Тоска, печаль, депрессия cхиархим. Гавриил (Бунге)
- Страсть печали свящ. Сергий Дергалев
- Борьба со страстью печали на основе святоотеческого учения прот. Сергий Филимонов
- Страсть печали, состояние тревоги и их преодоление Л.Ф. Шеховцова
- Печаль проф. Жан-Клод Ларше
- Разграничение понятий печали и уныния в аскетическом богословии иер. Даниил Горячев
- Страсть печали Тест
Комментировать