Второе Пришествие Христа

Литература по теме

Второ́е Прише́ствие Госпо́дне – ожидаемое Церковью Пришествие с Небес на землю Господа Иисуса Христа в Божественной славе и силе, которое, согласно обетованию Божию, должно произойти в конце времен.

vtoroe prishestvie gospodne 1 – Второе Пришествие Христа

Что известно о Втором пришествии из Священного Писания?

Второе пришествие произойдет в конце мировой истории, когда Господь Иисус Христос вернется во славе с ангелами, чтобы судить человечество (Мф.25:31). В Ветхом Завете для обозначения этого события используется выражение «день Господень», которое употребляется и апостолами (2Пет.3:10; 1Фес.5:2). В новозаветных книгах Второе пришествие также называется «днем посещения» (1Пет.2:12), «днем суда» (2Пет.2:9), «днем гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5).

Оно будет очевидно для всех людей и ангелов (Мф.24:30; Откр.1:7). Господь вернется на землю так же, как и возносился на небеса, то есть в человеческом теле (Деян.1:11). Это событие будет предваряться всемирной проповедью Евангелия (Мф.24:14), правлением антихриста, различными великими войнами, голодом, смертельными болезнями, и другими бедствиями (Мф.24:6-8; 2Фес.2:1-9). При этом результат евангельской проповеди – вера Христова, к тому времени будет практически ничтожным (Лк.18:8). По причине умножения беззакония во многих людях «охладеет любовь» друг к другу (Мф.24:12); появятся лжепророки, выдающие себя за Христа, «и многих прельстят» (Мф.24:11). В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием» Иисуса Христа (1Тим.6:14; 2Фес.1:7; Тит 2:13).

На времена, которые будут предварять Второе пришествие, особое внимание обращают апостолы в своих посланиях. Апостол Павел называет их «последними временами» (1Тим.4:1) и «последними днями» (2Тим.3:1). Он свидетельствует, что в те дни произойдет отступление от веры христианской (1Тим.4:1), «ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:2-5). Обстановка, наполненная притворным благочестием, лживостью и обманчивой внешностью станет благоприятной для явления в мире «человека греха, сына погибели», чье «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:3,9). Апостол Иоанн называет его антихристом (1Ин.2:18). И хотя «тайна беззакония уже в действии», «удерживающий» антихриста не позволяет ему явиться в мир раньше положенного срока (2Фес.2:6-7). Правление антихриста будет недолгим. Господь Иисус убьет его «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8).

Пришествие Христа будет подобно молнии, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф.24:27). Оно будет сопровождаться небесными знамениями: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:29-30). Под «знамением Сына Человеческого» толкователи понимают либо крест Христов, либо звезду, либо всеобщее воскресение мертвых. Явление Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф.24:31; Мк.13:27) или «гласа» архангела (1Фес.4:16) и громкого звука трубы. Апостол Павел называет ее «трубой Божией» (1Фес.4:16). Все случится «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52).

Второе пришествие наступит внезапно, когда никто не будет его ждать: «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37-39). Точное время пришествия «никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец» (Мф.24:26). Некоторые толкователи, на основании сравнения пришествия Христова с приходом вора (Лк.12:39-40; 2Пет.3:10), делают вывод, что оно случится ночью. На это указывает и притча Христа о десяти девах, в которой Его пришествие уподобляется приходу жениха: «...в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6). Господь Иисус Христос призывал к постоянному духовному бодрствованию в ожидании Его возвращения (Мф.24:42; Лк.12:35-38).

Когда состоится Второе Пришествие, Господь произведёт следующие действия:

  • уничтожит власть антихриста над народами (Откр.19:20);
  • ввергнет в вечный огонь диавола и демонов (Откр.20:10);
  • воскресит и представит перед Собой на суд, называемый Страшным, всех живших на земле людей и определит вечную участь каждого (Мф.25:31-46; Откр.20:11-15);
  • преобразит мир, предав огню старый и сотворив новый – нетленный, духовный, где праведники будут вечно пребывать с Богом и в Боге (2Пет.3:3-13; Откр.21 и Откр.22).

Как православным христианам сегодня следует воспринимать ожидание Второго пришествия?

Для первых христиан ожидание этого события было радостным. Апостол Иоанн восклицает в Откровении: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Таковым оно и должно оставаться для верующих всегда, поскольку пришествие Христа будет означать окончание власти сатаны в мире, прекращение зла, страданий и бедствий, и открытие вечного Царства Славы. В молитве Господней содержится прошение: «Да придет Царствие Твое». Оно означает, что мы «просим Бога, чтобы скорее наступило второе Его пришествие, в которое Сын Человеческий явится в Своей славе, и настало воскресение мертвых и последний суд; после чего царство мира сего и враг душ наших упразднятся, и приидет Царство Небесное, да будет Бог всяческая во всех, как говорит Апостол (1Кор.15:28)» (Православное исповедание, Ч. 2, вопрос 15).

Цитаты о Втором Пришествии Христа

«Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?»
2Петр.3:9-12

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?.. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными».
2Фес.2:1–9

«Если мы изучаем раннехристианские сочинения, перечитаем послания апостолов, то поймем, что первые христиане жили не страхом перед концом света, а ожиданием Второго Пришествия Христа как окончательной победы добра над злом. Поэтому в древней Церкви был даже такой литургический возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» То есть «Господи Иисусе, приди скорее!» А сегодня многие люди, в том числе и христиане, живут скорее в страхе перед пришествием антихриста, чем в ожидании Пришествия Христа».
митрополит Иларион (Алфеев)

«Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда, не знаю. Завтра? Через тысячу лет? Не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит Второе Пришествие Господне. И этот час уже весьма близок».
прп. Порфирий Кавсокаливит

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka