О́тче наш – молитва Господня, данная Иисусом Христом (Мф.6:9-13), и, в сокращённом виде, (Лк.11:2-4). Молитва Господня состоит из призывания, семи прошений и славословия.
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;
хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго;
яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
В евангельских текстах молитва «Отче наш» представлена в двух вариантах: в Евангелии от Матфея (Мф.6:9-13) и в Евангелии от Луки (Лк.11:2-4). Кроме того текст данной молитвы зафиксирован в таком памятнике раннехристианской литературы как Дидахе. Заметим, что текст данной молитвы, содержащийся в Евангелии от Луки, не содержит заключающих её слов, приведенных в Евангелии от Матфея: «яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Молитва Господня традиционно считается текстом, отражающим суть христианской нравственности. Тертуллиан видел в ней изложение основ евангельского вероучения и этики. Св. Киприан Карфагенский считал текст этой молитвы кратким сводом небесного учения. В «Дидахе» (I–II в.) содержится указание на то, чтобы молиться, согласно тексту этой молитвы, трижды в день. С древних времен молитва «Отче наш» входила в чинопоследование Литургии верных. Кроме того, материал, посвященный изложению и раскрытию текста этой молитвы, стал входить в православные катехизисы в качестве одного из важнейших компонентов.
О чем христиане молят Бога в каждом из отделений этой молитвы?
В призывании мы обращаемся к Богу как к нашему Небесному Отцу.
Произнося первое прошение, мы молим Бога о том, чтобы Его имя святилось в нас, людях, чтобы Бог прославлялся в мыслях, словах и делах людей.
Произнося второе прошение, мы молим Бога и о том, чтобы Он царствовал внутри нас (Лк.17:20-21), и о наступлении Царства Славы.
Произнося третье прошение, мы молим Бога, чтобы всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не по нашему своеволию, а так, как угодно Богу.
Произнося четвертое прошение, мы молим Бога о даровании нам насущного хлеба – или, шире, того, что нам действительно необходимо для тела и души.
Произнося пятое прошение, мы молим о прощении наших грехов.
Произнося шестое прошение, мы молим Бога о том, чтобы Он не допустил нас до искушения; о том, чтобы, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, Он не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.
Произнося седьмое прошение, мы молим Бога об избавлении нас от всякого зла, особенно же от зла и лукавых наветов диавола.
В славословии мы прославляем Бога, от Которого надеемся получить блага.
Уместно ли читать эту молитву человеку, который еще не крещен?
Поскольку эта молитва содержит обращение к Богу как к Отцу, то молящийся должен быть Божьим чадом по благодати, кем он становится в Крещении по вере в Господа Иисуса Христа. Св. Августин справедливо замечает: «Кто же может говорить Отче наш, не будучи рожден [свыше]?» По этой причине в древней Церкви эта молитва торжественно сообщалась принимающим Крещение, а после совершения Таинства произносилась ими как первая молитва.
Может ли мирянин произносить окончание молитвы Господней, которое на богослужении обычно возглашает священник?
Разъяснение по этому поводу нам даёт книга «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», (Ч. 2, вопрос 28): «Дабы придать большую важность сей (Господней) Молитве, во время молитвословий общественных произносит слова сии священник. В случае же отсутствия священника, непогрешимо и мирянам, если во время честнаго молитвословия произнесет оныя. Посему никогда не должно отделять сих слов от Молитвы Господней. Ибо по самому простому рассуждению видеть можно, что во время общественных молитв произносят оные Священник только для большей важности, как повелела Церковь».
Цитаты о молитве «Отче наш»
«Если бы Господь Иисус Христос ничему более не научил нас, кроме этой молитвы, то и тогда мы не были бы в состоянии достойно отблагодарить Его. Молитва эта так коротка, так сжата, так немногословна, что ее даже дитя может прочитать в одну минуту, и, однако, она столь глубока по своему содержанию, столь богата по своим мыслям, что и муж зрелого ума не может исчерпать ее содержания во всей его глубине и полноте».
свщмч. Владимир (Богоявленский)
«Тот, кто желает просить Бога, должен приступать к Нему не только как Его творение, но и как сын Его по благодати, поскольку если он не сын, то не может назвать Его Отцом. А эту благодать усыновления дал Иисус Христос верующим в Него».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
«Дав образец молитвы ученикам, Господь внушает, что нужно говорить в молитве, научая при этом в немногих словах и всякой добродетели; ибо эти слова заключают в себе не только наставление в молитве, но и научение совершенной жизни».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Молитва «Отче наш» с переводом на современный русский язык и аудио; толкования молитвы.
- Молитва «Отче наш» на разных языках
- О Молитве Господней свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- О молитве Господа Пространный христианский катихизис
- Истолкование молитвы Господней словами Святых Отцов свт. Феофан Затворник
- Толкование молитвы Господней свт. Николай Сербский
- Беседы на молитву Господню сщмч. Владимир (Богоявленский)
- Толкование на молитву «Отче наш»
- «Отче наш» Поэтические переложения
- Молитва «Отче наш». Полное толкование прот. Константин Пархоменко
- Тест: Молитва «Отче наш»
Комментировать