Волхвы́ – общее название, применявшееся ранее к магам, чародеям, колдунам, астрологам (астрономия и астрология были в древности практически неразделимы).
Одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока (Мф.2:1-12). Волхвы́ (зороастрийские или вавилонские жрецы), получившие откровение о пришествии в мир Христа, являют пример того, как человек отзывается на действие призывающей благодати. Получив откровение в виде особой звезды, явившейся в знак Рождества Христова, евангельские волхвы увидели в этом знак рождения великой Личности. Прибыв в Иерусалим они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Вифлееме. Явившись Иисусу Христу, преподнесли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку) (ныне хранятся на Афоне в монастыре св. Павла).
Предание говорит, что волхвов было трое. Их имена – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые встречаются у прп. Беды Достопочтенного († 735). В некоторых повествованиях они описываются как представители 3-х возрастных групп и ветвей человечества: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим», происходящем из Эфиопии. Мощи волхвов в настоящее время находятся в кафедральном соборе г. Кёльн.
В Библии есть упоминания и о других волхвах. Наиболее известны Валаам, который вместо проклятия Израилю исполнился Духом Божиим и благословил его (Чис.24) и Симон Волхв, обратившийся ко Христу и просивший у апостолов благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян.8:9-24).
В чем состояло значение поклонения волхвов Богомладенцу Иисусу?
Поклонении волхвов показало готовность не только иудеев, но и язычников принять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, принятие их даров, имевших, согласно Преданию, символическое значение, показало желание и готовность Самого Бога принять в число участников Нового Завета язычников, всех людей вообще (заметим, что согласно преданию Римской церкви, сообщающему о волхвах как о царях, и называющему их имена – Мельхиор, Каспар, Валтасар – эти трое являлись представителями трех возрастов и трех родоночальников послепотопного человечества (первый – старец, потомок Сима, второй – юноша, потомок Хама, третий – возмужалый, потомок Иафета) (добавим, что точное количество волхвов нам с достоверностью неизвестно: в раннехристианском искусстве изображения этого сюжета могли включать двух, трех, четырех поклоняющихся; некоторые отцы Церкви допускали, что волхвов могло быть 12; см. по этому поводу: Иванов А. И. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета)).
Вместе с тем поклонение волхвов обличило тех иудеев, которые хотя и должны были бы признать Спасителя в числе первых, но не сделали этого по ряду причин. Во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранителем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2). Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Именно поэтому иудеям, а особенно книжникам и священникам надлежало признать Мессию в первую очередь. Но они, будучи хранителями Писания, наделили его превратным смыслом. Книжники, подсказав Ироду, где должно родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как, впрочем, и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).
Цитаты о волхвах
«Не упоминай мне о великой славе Христовой, звезде благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых являются астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде этого, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в Еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусств».
cвт. Григорий Богослов
Литература по теме
- Поклонение волхвов Закон Божий
- Волхвы Библейская энциклопедия
- Поклонение волхвов Б.И. Гладков
- Следование волхвов за звездой не служит оправданием астрологии свт. Иоанн Златоуст
- Волхвы с востока А.П. Лопухин
- Сказание о поклонении волхвов свт. Димитрий Ростовский
- Борьба язычества с христианством. Волхвы Н.М. Гальковский
- Поклонение волхвов Н.В. Покровский
- О волхвах и вохвованиях древних и новых архим. Игнатий (Малышев)
- Поклонение волхвов (Мф.2:1–12)
- Волхвы Константин Льдов
- Дары волхвов О. Генри
- Дары волхвов Азбука паломника
- Дары волхвов. Путь в Россию А. Мамонтов
Комментировать