Месси́я (от еврейского «машиах» — помазанник) — Господь Иисус Христос; Сын Божий, вочеловечившийся ради спасения людей, принесший Себя в Искупительную Жертву на Кресте, воскресший и вознесшийся на Небо; Глава Церкви.
Почему Господь Иисус Христос назван Мессией?
Во времена Ветхого Завета помазанием особым веществом — освящённым елеем или миром — сопровождалось посвящение человека на три рода общественной деятельности. Это действие было утверждено самим Богом. Считалось, что при совершении обряда помазания на человека низводились Божьи благословения, дары Святого Духа. По этой причине роль помазанника ставилась в связь со служением Богу.
О Пришествии Великого Праведника, Который избавит людей от тления и смерти, власти диавола и греха, человеку было известно с глубокой древности. Этот Праведник неоднократно обозначался в Священном Писании то как Священник (Пс.109:4), то как Пророк (Втор.18:15), то как Царь (Пс.44:2). Вместе с тем о Нем сообщалось как о Боге (Пс.109:1-2), Который, не переставая быть Господом неба и земли, воспримет в Свою Вечную Ипостась человеческое естество и родится, как Человек (Мих.5:2-3). И именно как Человек Он примет полноту даров Святого Духа (Ис.11:2). Речь во всех этих пророчествах шла, конечно же, о Господе Иисусе Христе).
Поэтому Он и был назван Мессией или, что то же, Помазанником: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня...» (Ис.61:1). Правда, там имелся в виду не обряд помазания Спасителя освященным миром: подразумевалось, что Дух будет почивать на Мессии, как на Человеке, в силу особого облагодатсвования, причем почивать в полноте, насколько это возможно для человеческого естества (Пс. 44:8-9). Позднее апостол заметит, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).
В чем состояли мессианские ожидания ветхозаветного Израиля?
Тотчас по грехопадении Адама и Евы, повлекшем за собой тягчайшие последствия, Бог сообщил прародителям о грядущем Спасителе, Который, придя, сотрёт главу змия (Быт. 3:15). С течением времени, по мере уместности, Бог всё больше и больше посвящал человека в детали и цели предстоящего Пришествия Христа.
Сперва Господь сообщил Аврааму, что Спаситель произойдёт из его рода (Быт.12:3). Затем Бог постепенно довёл родословную до Исаака, Иакова (Быт.28:14), Иуды (Быт.49:9-10), Давида (Ис.11:1).
Патриарх Иаков обозначил один из признаков явления Спасителя — утрату власти коленом Иуды (Быт.49:10). А пророк Даниил назвал более точное время (Дан.9:24-27). Пророк Михей возвестил о месте рождения Христа, Вифлееме (Мих.5:2), а Исаия отметил, что это Рождение будет чудесным, от Девы (Ис.7:14). Как Исаия, так и Михей подчеркнули, что в Церковь Христову будут призваны все без исключения народы (Ис.2:2-3; Мих.4:1-2).
Пророк Иеремия предсказал заключение Нового Завета Бога с людьми (Иер.31:31). Пророк Аггей возвестил о проповеди Христа в новом Храме (Агг.2:6-9). Захария сообщил о входе Господнем в Иерусалим (Зах.9:9), о предательстве и продаже Мессии за тридцать сребреников (Зах.11:12), о Его Крестной смерти (Зах.12:10), рассеянии апостолов (Зах.13:7). Пророк Осия отметил, что Господь, испытав насильственную смерть, воскреснет на третий день (Ос.6:1-2). А царь и псалмопевец Давид указал, что, пребывая в состоянии смерти, Христос сойдёт душой во ад и воскреснет в нетлении (Пс.15:10). Пророк Исаия выявил ряд подробностей Крестных страданий и смерти Искупителя (Ис.53).
Помимо многочисленных пророчеств, на Мессию указывали и прообразы: скиния, ковчег, ряд людей: священников, пророков и царей.
История свидетельствует, что ко времени окончания ветхозаветного периода ожидание Мессии было всеобщим. Не только на территории Иудеи, но и в других странах ощущалось приближение Его явления в мир.
Цитаты о Мессии
«Один единый Господь Иисус как Христос и как Сын Божий. Как Христос, в смысле Мессия, Он один-единственный от начала до конца времен. Другого Мессии человечество ни искать, ни ожидать не может. Многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят (Мф.24:5). Так предрек Единственный, Неложный и Прозорливый. Ложных мессий было немало, есть они и сейчас, и, чем ближе конец рода человеческого, будет их все больше. Но истинный Мессия – один-единственный, неложный Христос, непостижимый Человеколюбец. Этот Истинный, Неложный и Непостижимый есть Мессия для всех народов и племен во всем мире на все времена. Один-единственный Мессия и для живых, и для мертвых, для тех, кто был, и для тех, кто будет. А вы, образованные, призваны к тому, чтобы возвестить племенам и народам: «О племена и народы, среди вас могут быть великие люди, величайшие из великих, среди вас могут быть выдающиеся сыновья и дочери, лучшие из лучших, но Мессия – один для вас. И другого не ждите и не ищите. Воистину, если придет другой под Его именем, другой, кроме Него, единственного, будет ложь и сын лжи. Тогда, – говорит единственный истинный Мессия, – если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,– не верьте (Мф.24:23). Не будьте как евреи, которые ждут своего еврейского мессию. Не придет другой мессия: ни еврейский, ни американский, ни индийский, ни русский. Ибо главное качество истинного Мессии – Его всечеловечность. Он придет ко всем, Он выше всех и ради всех"».
свт. Николай Сербский
Литература по теме
- Христос-Мессия Библейская энциклопедия
- Ветхозаветные пророчества о Мессии, исполнившиеся в Иисусе из Назарета Джош Макдауэлл
- Явление Мессии еп. Кассиан Безобразов
- Вера образованных людей свт. Николай Сербский
- Ветхий Завет о Мессии еп. Александр (Милеант)
- Изображение Мессии в Псалтири еп. Никанор (Каменский)
- Мессианское значение искушений Господа диаволом в пустыне С. Введенский
- Мессианская эсхатология в междузаветный период и в Новом Завете А.А. Алексеев
- Мессия и мессианское царство по изображению апокрифов и пророческих книг М.Э. Поснов
- Схема: Исполнение ветхозаветных пророчеств в Новом Завете
Комментировать