Александр Алексеевич Алексеев
- Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о талмуде 0
- Бывший еврей за монастыри и монашество 0
- Вероучение и толки нынешних евреев о Мессии 0
- О религиозном движении евреев и распространении христианства между ними 0
- Об обетованном Мессии 0
- Обращение иудейского законника в христианство, особенно замечательное по своим характеристическим чертам 0
- Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки 0
- Потребляют ли евреи христианскую кровь с религиозной целью? 0
- Торжество христианского учения над учением Талмуда, или душеполезный разговор христианина с иудеем о пришествии Мессии 0
- Уважение евреев к Священному Писанию и заботливость об изучении его 0
Публицист и выдающийся православный миссионер.
Биография
Родился в 1820 (или 1826) году в обедневшей хасидской семье, в Подольской губернии под именем Вульф Нахлас.
Будучи внуком раввина и сыном хасида, Вульф Юдкович Нахлас в детстве получил образование в среднем иудаистском училище, где слыл одним из лучших учеников. После окончания училища его посвятили в уставщики, запевалы синагоги.
В 1839 году он был взят в рекруты и поступил в казанские батальоны военных кантонистов и был отправлен в Вольск (Саратовская губерния), где под влиянием проповеди православных миссионеров обратился ко Христу и принял крещение с именем Александр в честь благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. Принял он и новую фамилию Алексеев, и отчество Алексеевич. Столь неожиданное решение иудейского законника сначала вызвало у его единоверцев крайнее недоумение, а затем подвигло последовать его примеру. В скором времени, после проповеди Александра, православие приняли все 80 человек из иудеев батальона. За содействие в обращении евреев к Христу, как говорилось в приказе 22 января 1848 года, он был произведен в унтер-офицеры.
В 1849 году был направлен с миссионерскими целями в 1-й Учебный карабинерный полк, где его проповедь имела успех.
В 1851 году получил высочайшую денежную награду за свою успешную миссионерскую деятельность среди евреев.
В скором времени из-за тяжёлой болезни ног, вызванной переохлаждением, вынужден был подать в отставку. После выхода в отставку, поселившись в Новгороде, занимался, главным образом, учительской, писательской и переводческой деятельностью.
В середине 1850-х годов, выступил в качестве добровольного переводчика-эксперта в судебном процессе по нашумевшему «Саратовскому делу», по которому ряд иудеев обвинялись ритуальном убийстве двух христианских мальчиков. Несмотря на свои антииудейские убеждения, он старался доказать должностным лицам и местному епископу необоснованность обвинения заподозренных евреев из числа солдат саратовского гарнизона.
Много публиковался в периодических церковных и светских изданиях, в том числе в журнале «Духовная Беседа» и приложении к нему – «Церковная Летопись», журналах «Странник» и «Домашняя Беседа», издававшихся в Санкт-Петербурге, в «Киевских Епархиальных Ведомостях» и газете «Новгородские губернские ведомости». Написал ряд полезных сочинений миссионерской и религиоведческой направленности.
Продолжал заниматься писательской деятельностью практически до самой своей смерти, будучи совсем парализованным и практически слепым.
Достаточно распространённая дата кончины в 1895 году, представляется спорной.