Прообраз

Литература по теме

Проо́браз (от греч. τύπος (типос) – отпечаток, изображение, образ) – то, что имея самостоятельное значение (определенные лица, предметы, события), в то же время имеет и символическое, указующее на первообраз (например, Моисей – реальное историческое лицо, но он – и прообраз Христа (Втор.18:15); ковчег Завета – реальный священный предмет, но вместе с тем – прообраз Богородицы; принесение в жертву пасхального агнца перед исходом евреев из Египта – реальное историческое событие, но при этом оно прообразовало Крестную Жертву).

Указания на прообразовательное значение одних лиц, предметов и событий находятся в самом тексте Священного Писания Нового Завета, других – в богослужебных текстах и святоотеческих толкованиях.

В Новом Завете упоминаются явным образом следующие прообразы: медный змей – прообраз распятого Спасителя (Ин.3:14-15), манна небесная – прообраз Евхаристии (Ин.6:31-33), трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве большой рыбы – прообраз трехдневного пребывания Христа во гробе (Мф.12:39-40), пророк Моисей – прообраз Иисуса Христа (Деян.3:22), камень в Хориве, источавший воду, – прообраз Иисуса Христа (1Кор.10:4), пасхальный агнец – прообраз Агнца-Христа (Ин.1:36;1Кор.5:7), Агарь и Сарра – прообразы Ветхого и Нового Завета (Гал.4:24-26), всемирный потоп – прообраз Таинства Крещения (1Пет.3:20-21), Адам – прообраз Богочеловека Иисуса Христа (Рим.5:14; 1Кор.15:45-47), Аарон-первосвященник – прообраз Иисуса Христа (Евр.5:4-6), царь-священник Мелхиседек – прообраз Иисуса Христа-Великого Священника (Евр.7:1-17). Послание к Евреям имеет одной из целей показать, насколько ветхозаветные прообразы в Иисусе Христе и в Его Царстве достигают своего исполнения (см.: Евр.9).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka