Прообразы Креста Христова

Источник

(По богослужебным песнопениям Православной Церкви) (к 14 сентября).

По учению св. апостола Павла, ветхозаветный «закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1, ср. Кол.2:17) и «был детоводителем ко Христу» (Гал.3:24). Заключая в себе образы важнейших событий и предметов новозаветных, хотя подобные тени или легкому очертанию их, Ветхий Завет в различных лицах, действиях, установлениях религиозных живописал будущия тайны новоблагодатной Церкви Христовой, которые в ней и нашли полное и ясное выражение свое, и тем имел целью – приготовить еврейский народ к восприятию великих и чудных дел Божиих, имевших открыться при явлении царства Мессии – Сына Божия. Для достижения этой цели Господь Бог употреблял не только обетования и пророчества, но и прообразования, имевшие прямое отношение к Мессии. Что Бог действительно сделал многие события Ветхого Завета образами событий, имеющих быть в Церкви Христовой, разительные доказательства этого представляют нам сам Иисус Христос, св. евангелисты и апостолы, которые многие места из ветхозаветных священных писаний прилагали в прообразовательном смысле к событиям и лицам новозаветным (Ин.3:14–15; Мф.12:39–40, 16, 4; Гал.4:22–26; Кол.2:11; 1Кор.10:1–2; Евр.6:20–7, 25 и мн. др.). На этом основывается так называемый типический или прообразовательный смысл Священного Писания или такое разумение его, что исторические лица, события и обряды Ветхого Завета, имея современно-исторический смысл, вместе суть предварительные образы или знаки, Богом определенные представлять собою будущие события, касающиеся лица Иисуса Христа, установлений Его и судеб основанной Им Церкви. В ветхозаветных сенях и гаданиях, между прочим, многочастно и многообразно предызображены дивный образ нашего спасения чрез крестные страдания Сына Божия и само орудие – древо Креста. Различные прообразы Креста Христова потщились всячески указать и выразуметь богомудрые отцы, также учители Церкви Христовой и выразили свое понимание в толкованиях Священного Писания и в прекрасных песнопениях и молитвах для прославления крестных страданий и смерти Иисуса Христа в установленные праздники. Мы поставляем задачей этого очерка указать по церковным песнопениям Православной Церкви предызображения креста Христова в Ветхом Завете.

[Древо жизни – Быт.2:9.] Первое прообразовательное указание Креста Господня Св. Церковь относит еще ко времени пребывания человека в раю, украшенном разнообразными деревьями. Из райских дерев, плоды которых были назначены в пищу первозданной чете, особенным по свойству своему было «древо жизни» (Быт.2:9), и оно-то было прообразом древа креста Христова. Так Церковь Православная в песнопениях обращается к верным чадам со словами: «ныне Кресту поклоняющеся вси воззовем: радуйся древо жизни» (понедел. 4 нед. четыредес. на вечер. стихир. на Госп. воззв.); «радуйся, живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечные славы наслаждение» (служб. в неделю 3 четыредес. на веч. вел. 2 стихир. на Госп. воззв.); «таин еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо, тем ныне возносиму покланяющеся ему, Тя величаем» (кан. Воздвиж. 9 песн. ирмос). В синаксаре относительно празднования честного и животворящего Креста «посреде святые Четыредесятницы седмицы» читаем: «понеже Крест древо живота глаголется и есть, оно же древо посреде рая Едема насаждено бяше: прилично и божественнии отцы Крестное древо посреде святые Четыредесятницы насадиша, вкупе убо и Адамово лакомство поминающе, вкупе же и оного отъятие прописующе настоящим древом, сего бо вкушающе не ктому умираем, но паче и оживляемся». В самом деле, как вкушение плодов древа жизни предохраняло тело человека от тления и смерти и доставляло ему возможность вечно блаженствовать (Быт.3:22), так вкушение от плодов креста Христова предохраняет христианина от духовной смерти и тления и чрез то доставляет ему возможность быть также вечно блаженным. В этом смысле звучат песнопения: «Господи, животворящий Твой Крест воспеваем: сей бо жизнь в мире процвете, смерть умертвив» (на 2 нед. Четыред. в четв. вечера стихир. на Госп. воззв.); «ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, его же плода причастившеся, нетление улучихом Едема первого» (3 нед. Четыред. на вел. вечер. стихир. на Госп. воззв.). Церковь Христова в своих песнопениях также указывает на то, что как чрез дерево первозданная чета пала от врага спасения – диавола, так чрез древо же он погублен, а мы восстановлены. «О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый (обольстивший Еву), тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию (быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом), подающему мир душам нашим» (кан. Воздвиж. 1 песн.). «Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным» (5 нед. Четыред. вторн. веч. стихир. на Госп. воззв.). «Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе Тебе распеншуся Христе» (Окт. гл. 7 вторн. веч. стих. крестн. на Госп. воззв.; ср. Окт. гл. 8 среда утр. по 2 стихосл. седален). «Простерл еси на Кресте, Христе, Твои длани руки праотца невоздержанное потребляя: древом же креста исцелил еси клятву, темже Тя поем во вся веки» (3 нед. Четыред. пят. утр. кан. триод. песн. 8 троп.; ср. кан. Воздвиж. 9 песн. ин ирмос). «Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся, яко древо в раи смерть прозябе: сие же жизнь процвете, безгрешного имущее пригвожденна Господа, от Него же вси язы́цы нетление вземлюще зовем: Иже Крестом смерть упразднивый и нас свободивый, слава Тебе» (празд. Воздвиж. при целов. честного креста 4 стихира самогласны).

[Жертвоприношение Исаака – Быт. гл. 22.] В ряду прообразов Креста Христова довольно выразительным является жертвоприношение Исаака (Быт. гл. 22). Так в отношении к Иисусу Христу святая Церковь воспевает: «грядеши якоже Исаак истинный, на рамо Твое крест восприем, да на нем жертву о моих гресех принесеши Отцу в воню благоухания» (кан. акаф. Бож. страстем Христ., кан. Кресту песн. 6 троп. 2). Самый беглый взгляд на событие жертвоприношения Исаака, так высоко выставляющее веру Авраама и послушание его сына, легко открывает, что истинный смысл и значение его заключается в некоторой великой тайне, сокрытой под покровом события. Эту тайну в отношении Креста Христова так раскрывает св. Ефрем Сирин: «Исаак, уготовляемый на заклание, восходил как агнец незлобивый на гору, нося на себе дрова жертвенные: так и Спаситель наш восходил к лобному месту, обремененный Крестом. Вижу нож и разумею копье; вижу алтарь и представляю Голгофу; вижу дрова и проразумеваю Крест» (Слово о Аврааме). Исаак послушно предает себя для заклания на дровах отцу своему Аврааму, который из любви к Богу жертвует единственным от жены его Сарры возлюбленным сыном; так единородный Сын Божий – Иисус Христос является вполне преданным воле Отца Своего во время страданий и послушливым до смерти крестной (Флп.2:8; Рим.8:32).

[Поклонение Иакова на верх жезла Иосифа – Быт. 47:29–31.] Далее. Когда Иосиф для уверения умирающего отца своего патриарха Иакова поклялся ему в том, что кости его по смерти непременно вынесет из Египта в землю Обетованную и похоронит в гробнице вместе с отцами Авраамом и Исааком, тогда обнадеженный старец так обрадовался, что несколько привстал на одре «и поклонился (Израиль) на верх жезла его» (Быт.47:29–31). По изъяснению церковных песнопений, Иаков преклонился на верх скипетра Иосифа, тогда бывшего правителем в Египте, в прознаменование царственного жезла Креста Христова, составляющего победную славу для царей благочестивых. «Жезла объемлет край Иосифова будущая зря Израиль, царствия державное, яко возъимуществит преславный Крест, проявляя, сей бо царей победоносная похвала и свет»1 (кан. Воздвиж. 7 песн. 3 троп.). «Древле Иаков прообразуя крест Твой, Христе, Иосиф покланяшеся божественного жезла краеви, скиптр сей страшный царствия Твоего предвидев» (в нед. 3 св. Четыред. 8 песн. 5 троп.).

[Благословение Иаковом Ефрема и Манассии – Быт. 48:8–20.] Тот же Иосиф, некогда подведя сыновей своих для благословения к ослепшему от старости своему отцу Иакову, поставляет Манассию, как старшего, против правой руки его для получения преимущественного благословения, а Ефрема, как младшего, против левой руки. Но Иаков с особенным намерением, к прискорбию Иосифа, правую руку свою возложил на голову Ефрема, а левую – на голову первенца Манассии и затем пророчески изрек им и потомству благословение, преимушественное же Ефрему (Быт.48:8–20). По разумению Православной Церкви, таким крестообразным расположением рук Иакова при благословении предызображено было древо креста Христова и самый крест, как орудие благословения для верующих; преподанное детям Иакова благословение пророчески прознаменовало имевшее снизойти от Креста Христова благословение грешному человечеству. «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори» (тр. Воздвиж. на вел. вечерни, на литии 3 стихира самогл.; 1 авг. кан. 8 песн. 1 троп.). «Внучата древле Иаков благословляя, проображаше светло Крест честный» (понед. 4 нед. Четыред. кан. 9 песн. 1 троп.). «На юные главы длани иногда Иаков крест прописоваше, на нем же Слово распростерл еси длани» (Окт. 2 гл. сред. утр. кан. 6 песн. 1 троп.). «Священно во пременении руками, приснославный, благословляя внуки иногда, образ являя священного древа, имже благословение всем даровася, проклятым злою древа снедию и поползшимся во глубину зол» (Окт. гл. 8 пятн. утр. кан. кресту 8 п. 2 троп.). «Подзнаменова издалеча тебе Кресте всечестный, в благословениих Иаков явленнее: мы же в благодати удостоившеся видети тя, верою несумненною приступаем вси, и касающееся богатное благословение объемлем, и свет, и спасение, и прегрешений разрешение» (Пятн. 4 нед. Четыред. кан. 8 п. 2 троп.). «Рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение, его же мы держаще тверда хранителя, демонские всенощно отгоним полки, и велиарову гордыню в нем низлагаем, враждебнейшего Амалика побеждаем всегубительную силу» (На вел. вечерни пр. Воздвиж. на литии 2 стихира самогл.; ср. кан. Воздвиж. 6 п. 1 троп. и друг.).

[Помазание кровью пасхального агнца на косяках и перекладине дверей израильтян – Исх. 12:4–13.] При исходе евреев из Египта Бог, установляя прообразовательный праздник Пасхи, между прочим, повелел чрез Моисея семейству сынов Израилевых помазать кровию пасхального агнца на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где они будут есть агнца, и при этом сказал: «и будет у вас кровь, и пройду мимо вас и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю египетскую» (Исх.12:4, 7, 13). Знамение это было не простым условным знаком, по которому ангел-губитель мог бы различать дома евреев от домов египтян, но имело то значение, что свидетельствовало о вере евреев в умилостивительную силу пасхальной жертвы. Кровь безпорочного пасхального агнца с спасительным для евреев значением прообразовала кровь Божественного Искупителя – Иисуса Христа, как Агнца Божия, закланного от сложения мира (Ин.1:29; 1Петр.1:18–20; Евр.11:28). «Заклався на кресте якоже агнец, праги назнаменуя душ наших божественною Твоею кровию, Владыко» (Окт. гл. 5 пятн. кан. 1, п. 3 троп. 2). По представлению св. Киприана, блаженного Иеронима, Августина и др., как дверные косяки еврейских домов с поперечными на них перекладинами имели подобие крестов, так и иссопом, омокавшимся в кровь агнца, начертывался на них крест. «Вереи чрез сие (помазание кровью) изображали совершенный крест на своих жилищах, ибо, помазывая верхний и нижний пороги, изображали долготу, а обе вереи – широту Креста» (Камень веры о честн. крест. ч. I гл. 1, 202).

[Жезл Моисея при переходе через Чермное море – Исх. 14:21–28.] По церковным песнопениям, крест Христов по своей форме предызображен чудным жезлом Моисеевым, посредством которого израильтяне перешли немокренно Чермное море. Когда в первый раз Моисей для перехода евреев по морю простер жезл свой на воды моря, тогда «Господь гнал море сильным ветром всю ночь и сделал море сушею; и разступились воды и пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх.14:21–22), и таким положением они изобразили древо Креста Христова в прямоту. Когда же Моисей по переходе евреев простер во второй раз жезл свой на море для погружения в нем гнавшихся за ними египетских полчищ, воды морские с обеих сторон стали возвращаться в свое место и, закрыв собою обнаженное дно морское и вместе покрыв колесницы и всадников всего войска фараонова, изобразили тем древо Креста Христова в широту (ст. 27–28). «Крест начертав (изобразив) Моисей впрямо (в прямоту) жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящему, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи (а ударом против фараоновых колесниц соединил то же море), вопреки написав (изобразив в широту) непобедимое оружие (т. е. древо креста Христова): тем Христу поим Богу нашему, яко прославися» (кан. Воздвиж. 1 п. ирмос). «Божественнейший прообрази древле Моисей, в Чермнем мори провед Израиля Крестом Твоим, воду жезлом пресек, песнь Тебе исходную воспевая Христе Боже» (в нед. 3 четыред. кан. 1 п. катавас.). Сверх того как жезл Моисея, вторично обращенный на море против фараона и воинства его, погрузил их среди моря, так и победоносный жезл креста Христова, обращаемый истинно верующими в Господа Иисуса против нападения мысленного фараона – диавола и его клевретов, делает эти нападения безуспешными. «Жезлом Моисей Крест воображая, разделяше глубину, люди Израильские проводя: мы же, того воображающе, мысленные враги побеждаем» (Окт. гл. 8 в среду утра на литии блаж. 2 ст.; в 3 нед. четыред. утрен. 1 п. катавас.). «Жезл проображаше Креста победу, море секущий, имже мы верою непотопленно преплаваем жития воду непостоянную, и токмо всех греха избегаем и божественные тишины исполняемся» (в пят. 4 нед. Четыред. кан. 1 п. 4 троп.). «Горесть древле услаждая Моисей, избави Израиля, образом Крест прописуя: мы же сего вси божественно вернии, таинственно воображающе в сердцах наших всегда, спасаемся державою его» (1 авг. на хвалит. 3 стихира).

[Дерево в водах Мерры – Исх. 15:22–25.] Вскоре по чудесном прошествии чрез Чермное море евреи, придя в Мерру, нашли здесь горькие воды, непригодные для употребления и когда поэтому возроптали на Моисея, Господь повелел ему бросить указанное дерево в воду, и горькая вода сделалась сладкою (Исх.15:22–25). Причину этого действия дерева, вдруг усладившего огромную массу воды, необходимой для многочисленного еврейского народа и стад его, святая Церковь указывает в тайне Креста Христова. «Спасе, истинная сладосте, горькие Мерры древле воды усладивый образом тогда древа божественного Креста» (3 нед. Четыред. четверт. веч. 1 стих. на Госп. воззв.). Как чрез брошенное в воды Мерры дерево отнята была от них смертоносная горечь, подобно тому силою Креста Христова верные избавились горечи страстей и бед и побеждена смерть. «Проображаше благодать твою, Кресте, услаждаяй Моисей воды горчайшия древом: ибо горести страстей избавихомся твоею силою»... (4 нед. Четыред. пят. кан. 7 п. 4 троп.). «Горести убийственные, яже от древа, не оставив Господи (не попуская действовать смертоносной горечи древа, т.е. древа познания добра и зла, оказавшегося смертоносным для вкусивших): крестом бо сию совершенно истребил еси, сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры, прообразующе Креста действо (силу), еже вся силы небесные величают» (кан. Воздвиж. 9 п. ин 1 троп.). В частности, услаждение вод Мерры предызображало силу Креста Христова в обращении язычников к благочестивой жизни. Как только проповедь о Кресте огласила язычников, которые до пришествия в мир Спасителя, как лишенные света откровений и закона Божия, в отношении духовно-нравственной своей жизни подобны были горьким водам Мерры, – язычники тысячами стали обращаться к вере Христовой и из нечестивых сделались благочестивыми. «Горькородные преложи (изменил) древом Моисей источники в пустыни древле, Крестом ко благочестию языков проявляя преложение» (предызобразив обращение язычников к благочестию посредством Креста), – так об этом воспевает святая Церковь в праздник Воздвижения (кан. 4 п. 1 троп.), когда на великой вечерни и читается паримия об услаждении вод Мерры.

[Процветший жезл Аарона – Числ. 17, 1–8.] Некогда для успокоения желавших предвосхитить у Аарона власть первосвященника были положены, по повелению Божию чрез Моисея, в скинии свидения двенадцать жезлов от начальников каждого колена Израилева и еще жезл Ааронов, и вот только жезл Аарона, сухой и безжизненный, в одну ночь чудесно «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ.17:1–8). Этим, по разумению Церкви, предызображено, кроме происхождения Великого Священника – Иисуса Христа от бессеменного зачатия Пресвятой Девы, процветение в Церкви священного древа Креста Христова и спасительные плоды крестной смерти Искупителя для Церкви. «Жезл (Ааронов) во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает (предуказывает) священника: неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо Креста, в державу (для ея силы) и утверждение» (кан. Воздвиж. 3 п. ирмос).

[Медный змей – Числ. 21:8–9.] В последний год странствования евреев в Аравийской пустыне, когда они в Селмоне стали роптать и возмущаться против распоряжений Божиих, в гневе своем «Господь послал на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых». Тогда Моисей обратился к Господу Богу с просьбою о помиловании уже раскаявшегося избранного народа и сказал Господь Моисею: «сделай себе змея (медного) и выставь его на знамя и ужаленный (если змей ужалит), взглянув на него, останется жив»; и поступил так Моисей, и оставались живыми ужаленные, взглянувши на медного змея (Числ.21:8–9). Тайну этого прообразования отчасти проразумевали и древние иудеи, веровавшие, что «обративыйся, не вещию зримою целяшеся, но Тобою всех Спасителем» (Прем.16:7, 10–11). Со всею же ясностию эту тайну раскрыл Господь Иисус Христос в беседе с Никодимом, сказавши: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14–15). По учению св. Церкви, дерево, на котором был повешен медный змей, было образом древа Креста Христова. «Возложи Моисей на столпе врачество, тлетворимого избавление и ядовитого угрызения (избавлявшее от смертоносного и ядовитого уязвления): и древу образом Креста, пресмыкающегося по земли змия привяза (привязав поперек на древе образ Креста – змия...), лукавый в сем обличив вред (восторжествовал чрез то над бедствием): тем Христу поим Богу нашему яко прославися» (кан. Воздвиж. 1 п. 2 троп.). Что вознесение змея на дерево пред очами всего Израиля в пустыне было прообразом распятия Иисуса Христа на Кресте пред всем народом, на это указывают многия песнопения. «Змия Моисей на древо вознес, образоваше Тя, Иисусе, на Кресте волею вознесена и лукавого ядовитую злобу изгнавшего, к себе же человеки привлекша» (3 седм. Четыред. сред. утр. 9 п. 1 троп.). «На древо вознес первее Моисей змия, Спасе, воображаше Твое воздвижение, еже на Кресте, Преблагий» (5 седм. Четыред. пят. утр. 9 п. 2 троп.; сравн. 5 седм. по Пасхе вт. утр. 2 п. 4 троп.). Исцелением угрызенных ядовитыми змеями чрез воззрение на медного змея предызображено исцеление угрызенных духовным змием (Ап.13:9) – сатаною чрез воззрение с верою на вознесенного на Крест Иисуса Христа. «Твою страсть прообразуя Слове, великий Моисей вознесе древле медного змия на древо, отъемляй зрящия от ядовитого угрызения змиина: ибо, Владыко, распяту бывшу Ти, вреждения змииного богомерзкого вси вернии избавихомся» (Окт. гл. 6, пятн. утр. кан. кресту 6 п. 2 троп.; сравн. Окт. гл. 4 пятн. утр. кан. 1, п. 1, троп. 2).

[Молитвенное положение Моисея при битве с амаликитянами – Исх. 17:8–11.] В ряду прообразований Креста Христова, св. Церковью предлагаемых вниманию верующих в богослужебных песнопениях, обращают на себя внимание и следующие события. При нападении амаликитян на еврейский народ, повелев Иисусу Навину предводительствовать в битве с ними, вождь Моисей с Аароном и Ором взошел на вершину холма и, держа свой чудодейственный жезл, поднял и распростер свои руки, и когда Моисей поднимал руки, одолевал Израиль (Исх.17:8–11). Таким воздеянием рук своих он предызобразил распростертие на крест пригвожденных рук Иисуса Христа, а с другой стороны в разрушении тем силы амаликитян предызображено разрушение Крестом Христовым пагубной силы духовного Амалика – сатаны с его воинством. «Образ древле Моисей пречистые страсти в себе самом прообрази, священных среде стоя: Крест же вообразив, простертыми победу дланьми воздвиже, державу погубив Амалика всегубителя3: тем Христу поим Богу нашему, яко прославися» (кан. Воздвиж. 1 п. 1 троп.). «На горе древле тебе Моисей прообрази, руце возвысив и Амалика побеждая, Кресте всечестный» (4 седм. Четыред. пон. утр. 8 п. 2 троп.; Окт. 3 гл. нед. стих. на лит. бл. 6). «Честного Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи противного Амалика в пустыни Синайстей, егда бо простираше руце, Креста образ творя, укрепляхуся людие: ныне же вещей сбытие в нас исполнися, днесь Крест воздвизается и демони бегают» (пр. Воздвиж. на вел. вечерни на лит. слава и ныне, гл. 2; 3 седм. Четыред. втор. кан. 2 п.; 4 седм. Чет. четв. кан. 4 п. 2 троп.). «Крестоявленно Моисей длани возводя горе, враги побеждаше. Ты же, Спасе, на Кресте руце простер, умертвил еси всепагубное ада мучительство» (ср. сырн. утр. трип. 8 п. 1 троп.; Окт. гл. 1 ср. утр. 6 п. 1 троп.). «Древле егоже прообразоваше Моисей дланма Крест Твой ныне облобызающе, умного Амалика побеждаем Владыко Христе, имже и спасаемся» (в нед. 3 седм. Четыред. на утрени кан. 3 п. 3 троп.); «...егоже мы ныне воображающе благомудренне, полки иноплеменные вся бесовские побеждаем» (Окт. гл. 8 пят. утр. кан. 3 п. 2 троп. и мн. др.).

[Молитвенное положение Иисуса Навина при битве с хананеями – Нав. 10, 12–14.] Подобно тому же Моисею Иисус Навин, желая довершить сражение с пятью Ханаанскими царями, простер руки свои к Богу с просьбою о помощи (Нав. 10, 12–14) и тем предызобразил Господа Иисуса Христа, простершего руки Свои на кресте. «Проображаше тайне древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидне, Спасе мой, и ста солнце, дóндеже враги низложи противостоящия Тебе Богу: ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси» (авг. 1 дн. утр. седален крест. 8 гл.; ср. пр. Воздвиж. на утр. слава и ныне 8 гл.).

[Молитвенное положение пророка Ионы в утробе кита – кн. Ионы.] Еще пророк Иона, находясь три дня и ночи в утробе кита (Ион. гл. 2), молитвенно простирал там руки к Богу также в образ креста Христова и остался жив и невредим силою этого Креста. «Образ божественного Креста Иона во чреве китове простертыма дланма проначерта и взираше спасен от зверя силою Твоею, Слове» (в нед. 3 седм. Четыред. кан. 6 п. катавас.). «Водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер (крестообразно разпростерши руки во утробе морского зверя), спасительную страсть (страдание Христово) проображаше яве: тем тридневен изшед, премирное воскресение прописаше, плотию пригвожденного Христа Бога, и тридневным воскресением мир просвещшего» (кан. Воздвиж. 6 п. ирмос).

[Молитвенное положение пророка Даниила в львином рве – Дан. гл. 6.] Пророк Даниил, по повелению языческого царя Дария брошенный в ров львиный за почитание истинного Бога, остался невредимым от яростных львов (Дан. гл. 6), по учению церковному, также потому, что руки его при обращении к Богу с молитвою о помощи сложены были крестообразно. «Руце, в ров верженый львов, иногда великий во пророцех, крестообразно простер Даниил, неврежден от сих снеди спасеся, благословляя Христа Бога во веки» (в нед. 3 седм. Четыред. кан., 8 п. катавас.).

[Извлечение Елисеем топора со дна Иордана – 4Цар. 6:5–7.] Также извлечение топора (железного) со дна реки Иордана посредством куска дерева, брошенного пророком Елисеем в воду (4Цар.6:5–7), прообразовало древо крестное в его спасительных плодах. «Древом иногда извлече от реки секиру божественный Елиссей, преднаписав тя издалеча, Кресте всечестный: от глубины бо прелести тобою к вере возведшеся известнее, днешний день сподобляемся видети, и верою поклонятися тебе, объемлюще спасение» (4 седм. Четыред. пят. кан. 8 п. 1 троп.). «Гряди, Елисее пророче, рцы яве, что древо оное, еже в воду вложил еси, Крест Христов, имже от глубины тли извлекохомся» (в нед. 3 седм. Четыред. кан. 8 п. 4 троп.). «Елисей древле из реки сечиво влекий, древом тя Кресте, животодательное древо воображаше: имже извлече из глубины Христос языки идольского бесования на тебе пригвоздився» (в среду 4 седм. Четыред. кан. 9 п. 1 троп.; ср. 7 п. 1 троп.).

Все эти многоразличные сени и гадания относительно Креста Христова, составляющие откровения Господа Бога о голгофском жертвоприношении, без сомнения, не проходили пред очами древних израильтян как мертвые образы, лишенные высшего смысла и значения. Лучшие избранники из народа Божия при просвещении Святым Духом (2Пет.1:21) могли верою проразумевать истинный смысл и значение их; по словам апостола Павла, ветхозаветные праведники хотя умерли в вере, не получив обетований, однако издали видели оные и радовались (Евр.11:2, 13; сравн. Ин.8:56). Что предвозвещал и прикровенно предуказывал Ветхий Завет между прочим в различных прообразах, то, как видят христиане, вполне осуществилось в новозаветной истории: на Кресте смерть вкусил Господь Иисус Христос и тем совершил спасение людей, избавив их от греха, проклятия и смерти, и с тех пор, и преимущественно с торжеством христианства над язычеством, св. Крест, как орудие спасения, символ духовной победы и могучее знамение христиан, сделался предметом открытого и торжественного чествования во всем христианском мире, особенно же со времени обретения Креста Господня царицею Еленою (в 326 г.), когда положено начало великому празднику Воздвижения честного и животворящего Креста Господня.

Совершая празднество в честь и память Креста Христова неоднократно в году – 14 сентября, в 3 неделю святой Четыредесятницы, 7 мая, 10 июля и 1 августа – Православная Церковь особенно в праздник Воздвижения призывает верных чад к достойному прославлению св. Креста Христова: «Приидите, боголюбивии вси, Крест честный возносимый видяще, возвеличем купно и славу дадим единородному Избавителю и Богу взывающе: Распныйся на древе крестнем, не презри молящихся нас» (пр. Воздвиж. на мал. вечерни 2 стихир. 1 гл.). «О, преславного чудесе, широта Креста и долгота небеси равна есть: яко божественною благодатию освящает всяческая; о сем язы́цы варварстии побеждаются, о сем скипетры царей утверждаются. О, божественные лествицы, еюже восходим на небеса, возносяще в песнех Христа Господа» (пр. Воздвиж. на хвалит. 3 стих. 8 гл.). «Насаждение в Краниеве месте, древо сущего живота, на немже содела спасение превечный Царь, посреде земли, возносимо днесь, освящает мира концы, и обновляется воскресения дом: радуются ангели на небеси, и веселятся человецы на земли Давидски, вопиюще и глаголюще: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (пр. Воздвиж. на вел. вечерни на литии 2 стихира самогласны). «Восплещем днесь песненное торжество и светлым лицем и изыком ясно возопием: нас ради Христе суд приемый... и на крест восшед... Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам блюстителя и хранителя и прогонителя демонов, яко да вси облобызающе вопием ему: спаси ны Кресте силою твоею, освяти ны светлостию твоею честный Кресте и укрепи ны воздвижением твоим» (пр. Воздвиж. 4 стих. самогл. 4 гл.). «Радуйся слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшые, Кресте честный: имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол всеконечно низвержеся, днесь воздвизаема тя видяще руками архиерейскими, возносим Вознесенного посреде тебе, и тебе покланяемся, почерпающе богатно велию милость» (пр. Воздвиж. на вел. вечерн. на стиховне 3 стихир. 5 гл.).

* * *

1

По русскому переводу Е. Ловягина: «Израиль, созерцающий будущее, преклоняется на верх жезла Иосифа, прознаменуя, как преславный Крест возымеет царственную силу, ибо он победная слава для царей».

2

Также испечением пасхального агнца на огне был прообразован и представлен во очию Крест Христов: «ибо, по словам св. Иустина, агнец был возлагаем на огонь на подобие креста, так как один рожен продевался от нижних частей его до головы, а другой, на котором вешали агнца, проходил поперек спины».

3

Моисей в древности предъявил на себе образ пречистого страдания (Христова), стоя среди священников; представив образ Креста, распростертыми руками он воздвиг знамя победы и сокрушил силу Амалика всегубителя.


Источник: Баженов И.В. Прообразы Креста Христова. (По богослужебным песнопениям Православной Церкви, к 14 сентября) // Приходское чтение. 1915. № 19. С. 689-697.

Комментарии для сайта Cackle