Иван Васильевич Баженов

(20.06.1854–09.02.1920)

История Русской Православной Церкви

Православная антропология

Священное Писание Нового Завета

Сравнительное богословие

Иван Васильевич Баженов
Иван Васильевич Баженов

Церковный историк, публицист, преподаватель Костромской духовной семинарии, краевед.

Биография

Родился в селе Кой Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника. Учился в Бежецком Духовном училище и Тверской Духовной Семинарии. Как лучший ученик был направлен в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1881 г. со степенью кандидата богословия. С 1881г. преподавал в Вятской Духовной Семинарии. В 1883 г. был направлен в Костромскую Духовную Семинарию и назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета и древнееврейского языка. В Костроме наиболее полно раскрылся талант Баженова как ученого-богослова и историка, духовного писателя, краеведа и публициста. Начиная с 1887 г., он постоянный автор неофициального отдела газеты «Костромские Епархиальные Ведомости» и журнала «Костромская старина».  В них впервые увидели свет многие фрагменты его трудов, позднее вшедшие отдельными книгами и завоевавшие внимание широкого круга читателей: «Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь. Исторический очерк» (Кострома. 1895г.), «Костромской кремль. Исторический очерк (Кострома 1905 г.), «Костромской Ипатьевский монастырь. Исторический  очерк» (Кострома 1909г.) и др. Он сотрудничает с многими авторитетными изданиями той поры: «Вестник археологии и истории», «Церковные ведомости», «Всероссийский церковно-общественный вестник», журналами: «Русская старина», «Русский паломник», «Воскресный день» , «Приходское чтение» и др. В 18 изданиях были опубликованы 302 статьи. Именно благодаря Баженову впервые увидело свет полное издание «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Печаталось оно по древней рукописи дьякона Петра Попова, хранившейся в фондах Богоявленского монастыря. Баженов подготовил это издание и снабдил его своими комментариями.

О его необыкновенном трудолюбии и эрудиции много писали современники. «Учено-литературная плодовитость его была поистине изумительна: скажу без преувеличения, не выпускалось в последние годы существования журнала «Русский паломник» ни одного номера, где бы отсутствовала подпись этого высоко ценившегося редакцией и читателями сотрудника… Местные ценители старины и приезжие ученые, нередко сами профессора, которым были нужны те или иные справки по истории нашего края, — все шли за разъяснениями к Ивану Васильевичу и не уходили от него без ученого удовлетворения. Можно видеть отсюда, как обширна и многостороння была его эрудиция», — так вспоминал о нем член совета Губернской ученой архивной комиссии И. Студицкий.

Научную деятельность Баженов сочетал с практической работой по сохранению памятников церковной старины Костромской губернии. ОН состоял членом Костромской губернской комиссии, с 1894г. был членом ее Совета. С 1909г. он является членом-сотрудником Санкт-Петербургского Археологического института.

Свыше 20 лет Баженов работал над диссертацией «Характеристика Четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия» Этот труд представляет собой серьезное научное исследование Нового Завета. Расхождения Евангелия от Иоанна с прочими Евангелиями доказывают, по мнению Баженова, что его автор занл их и сознательно хотел дополнить. «Общий характер языка и стиля Евангелия, — заключает Баженов, — при их особенности, показывают, что писатель его был, несомненно, природный иудей палестинский, притом конца 1 века, а не образованный эллин 2 века». Этот вывод подтверждает древнее предание Церкви о принадлежности 4-го Евангелия святому апостолу Иоанну. Магистерская диссертация И. В. Баженова, вскоре после ее блестящей защиты в 1907г., приобрела широкую известность и была встречена весьма лестными отзывами видными представителями богословской науки, как в России, так и за границей.

В год празднования 300-летия Дома Романовых, архиепископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский) благословил Баженову читать доклад в Дворянском собрании на торжествах, посвященных этой дате. Баженов блестяще выступил с докладом на тему «Призвание боярина Михаила Федоровича Романова на Московский и всея Руси царский престол».

В мае 1913 г. Костромское Церковно-Историческое Общество, инициатором создания и бессменным председателем которого являлся Баженов, открыло в Ипатьевском монастыре Церковно-археологический музей. Он добился того, чтобы ни один памятник церковной старины не подлежал продаже или списанию без ведома Общества.

Иван Васильевич Баженов умер 9 февраля 1920 г. вскоре после закрытия в 1918 г. Костромской Духовной Семинарии, а в 1919г. и Церковно-Исторического Общества. Его отпевание совершил епископ Севастиан (Вести). Ученый был погребен на Новом Федоровском кладбище в Костроме (кладбище уничтожено в 1980г.). В 1996 г. по инициативе Костромской епархии, на доме, где жил Баженов в 1887-1920 гг-х, была установлена мемориальная доска.

К 150-летию со дня рождения Ивана Васильевича Баженова костромской епархией подготовлено репринтное издание его труда «Костромской Богоявленско-анастасьин женский монастырь». 3.12.2005 г  в Дворянском собрании состоялась конференция памяти И. В. Баженова. На ней архиепископом Костромским Галичским Александром был отмечен большой вклад И. В. Баженова  в дело развития церковно-исторической науки как Костромы , так и России. Им было подчеркнуто, что важной особенностью ученых занятий и творчества И. В. Баженова было стремление работать не столько ради науки, сколько ради пользы духовно-нравственного просвещения. «По сути – отметил владыка,- он (Баженов), создал церковно-историческое движение в общественной жизни края».

Основным предметом научного интереса И. В. Баженова является история монастырей и храмов г.Костромы, как сохранившихся, так и безвозвратно утраченных. «К сожалению, отмечает И. В., -первоначало почти всех церквей нашего города скрывается в непроницаемом мраке отдаленных времен. Единственное средство несколько ознакомиться хотя уже не с превоначалом, но сравнительно древним состоянием церквей представляют доселе уцелевшие Костромские писцовые книги за 1628-1630 гг.»