Array ( [_gcl_au] => 1.1.2004203666.1713523889 [_ga] => GA1.2.440007060.1713523889 [_ym_uid] => 163596724421578609 [_ym_d] => 1713523889 [rmcookie] => S:-lpabI5NiAOore1CbH8o-W6WOixWSgfWKOnoBHahnGve7bK1wO-sTcVwTlKZl8RU5hpzLUtIf4wgorRO5wUuSdqS-yUBCOccIa6r9imnBkxzu3aY_u6kr5v_b9ucdQni4l3MVlaIAj6vvgLVlBfyzJiXFjHEjnKnkEDkqTc4Xj-7tOEPNuAD71owbMM51tzQMPKWT5CLbiiSnI9pGMAZz6OjaKxLWYUSQlaLKKTzLK62AGG0tY22pY8k4k7XvstyH-FTrGEQzcTGK4kCFhsjbsROVW_f0H20sh1qlrDRc6Hcnb9-XmgetzEjSZhNcfgcN2JhCi8ezeirtomOHLQp5fyg3pR3EXrb6lfBKvThkPWl8_U7zNIDXJxgOIh5IsUvUXzg-FvU9Ziff0oMzbC398XQW6oHojELX8v3vuRLJxfX1ULbUv-i7Pm8LlOUO-bxF_n5lGwNZKXLmxtKaYZ2zIaGdEBw3RRDkeH2rrvpxoU_LLXHDZ5Ixcys53QTjO2-9IfwF6wSwC6o6T7sXV46yOo-U5dvQKbsMfTZRoBSE2Fg8JoRAp04h073ytyb3TSClmRdZyMLybUAnXK4TwyX_PYOT-ZrI99livw79qLiHxtHEv1krRmlNZ3EdDNWCv1XIpSVfAOdUw-EW179G0mu7fIJqy_82J-Z89g-0MapTV5ugea81ZlG8Q== [otrid] => S:0IqFJZznjB-AUTMmiHKNlxhh7pks0UhU80az-9-rGy9Yf_4w1kmQfelEMwSPNIFzCcbCL2If-p8drXb9ue0QuKL8IIk90YQjAPOtXU8C-7ydOvwPJfxkNoCpgQKlvhbeHY7GmGx3R8OIzyOqegdaf88zXzCSQ18zHf3x76DJy4re-YxvhSMUdlUVpmdIZW8DmSHa_EziPM-geB-oTrLV0b4MC5y-mPfitv4= )

Символы евангелистов

Литература по теме

Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

simvoly evangelistov 1 - Символы евангелистов

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

***

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.

На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka