Храм –
1) особое строение (или место, например, зал, пещера), предназначенное для совершения богослужений и таинств, а также других действий, связанных со служением Богу и богопочитанием; место особого Божьего присутствия, «Небо на земле».
2) В Ветхом Завете – Иерусалимский Храм.
Протоиерей Федор Бородин: Храм – это место, где душа встречается со Христом. А священник – тот, кто этой встрече служит.
Существует несколько наиболее распространенных форм храма: вытянутая, наподобие корабля, – означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви; круглая форма означает вечность Святой Церкви; восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.
Храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор. При входе обычно устраивается паперть. Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезою, т.к. в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы. При этом, когда основной, центральный, алтарь с храмовой частью отделен от приделов сплошной стеной (с вратами), то в нем, как в более просторном, обычно совершаются службы летом и он называется летним храмом (приделом). А другой придел (приделы), меньший по объему и потому легче отапливаемый, называется зимним – в нем совершаются службы зимой.
Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол. Храм называется еще церковью и собором.
Церковного канона в архитектуре не существует, в отличие, скажем, от иконописи, где каноны были сформированы и, хотя в деталях не прописаны, остаются незыблемыми в своей основе и по сей день. Ни решения Вселенских Соборов, ни Поместных русских Соборов не содержат никаких конкретных указаний о том, какова должна быть архитектура храма. Даже в “Стоглаве”, сборнике правил и законов церковной жизни, не были подняты подобные вопросы, тогда как догматические основы иконописания там глубоко рассмотрены. Единственное правило, имеющееся в “Стоглаве” относительно архитектуры, касается формы крестов на главах.
Цитаты о храме
«Родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья зачинается – она сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме и прочее и прочее. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму. К нему привлекаемся всякий раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое. Так осязательно верно, что храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни».
свт. Феофан Затворник
«Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Всё это оболочка, а сущность Церкви – благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле».
архимандрит Рафаил Карелин
«Почему в Православной Церкви такие сложно-украшенные храмы. Не проще ли как в протестантских собраниях использовать пустые помещения с белыми стенами?
Им нечего сказать, они бедны духовно, исторически и богословски. Они заимствовали у Церкви лишь Библию и ту без инструкции по её прочтению – Священного Предания».
М.С. Красовицкая
«Как-то раз одна женщина спросила меня: «А почему иконы в храме и вообще убранство храма такое дорогое? Не лучше ли эти деньги отдать на лечение больных детей?».
Я ей ответил: «Потому что всё, что есть в Церкви, возникло как выражение любви к Богу. Юноша, который влюблён и собирается сделать девушке предложение, не дарит ей сплетённое из проволоки за пару минут кольцо. Он дарит золотое, старается купить получше, потому что любит её, и это – выражение его любви. Тем, кого мы любим, мы хотим отдать лучшее, не так ли?
А обычаи Церкви созданы людьми, которые были влюблены в Бога и посвящали Ему самое красивое и самое лучшее, что имели. И Бог это выражение любви не отвергает, о чём есть специальное место в Евангелии (Ин.12:1-8).
Но это касается не только убранства, а вообще всего, что мы видим в храме. Например, наши службы длинные, потому что написаны людьми, которые любили Бога. Влюблённый ведь хочет подольше поговорить с тем, кого любит, не так ли? Он не смотрит на часы с мыслью: «Ну когда же кончится это свидание и я пойду домой поваляюсь на диване». Мы молимся стоя, а не сидя, ведь и перед человеком, которого мы любим и глубоко уважаем, мы естественно встаём.
Всё, что есть в Церкви, становится понятно сквозь призму любви ко Христу, и помогает тому, кто любит Христа. А кто не имеет любви, для того всё, что есть в Церкви, непонятно и тяжело"».
священник Георгий Максимов
Церковные каноны о храме
5-й канон Гангрского собора анафематствует учащих пренебрегать храмами и общественными церковными богослужениями.
76-й канон Трулльского собора о запрете внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.
80-й канон Трулльского собора о наказании для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
88-й канон Трулльского собора о запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.
97-й канон Трулльского собора о епитимии для превращающих священные места в жилые.
6-й канон Лаодикийского собора о запрете нераскаявшимся еретикам входить в храм Божий.
7-й канон VII Вселенского собора об обязательности наличия в каждом храме мощей св. мучеников.
13-й канон VII Вселенского собора об епитимиях для обративших в мирские жилища «епископии», храмы и монастыри.
51-й канон Карфагенского собора о запрете обычая устраивать в церкви пиршества.
Литература по теме
- Храм Энциклопедия изречений
- Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
- Войду в Дом Твой митр. Сурожский Антоний
- О главнейших частях церкви архиеп. Вениамин
- Храм Божий и церковные службы свящ. Н.Р. Антонов
- Храм, Обряды, Богослужения
- Справочник. Православный храм
- Словарь храмовой архитектуры
- Символика и устройство православного храма Г. Калинина
- Зачем тратить деньги на храмы, когда их можно раздать бедным?
- Азбука паломника. Православные храмы всего мира
- Устройство православного храма (схема)
- Фотоальбом: «Вхождение во Храм»
- Почему храмы так дорого украшены свящ. Георгий Максимов
- Кроссворд «Внутреннее и внешнее устройство храма»
- Фотовикторина. Православный храм
Комментировать