Богопочита́ние – совокупность внешних и внутренних форм выражения доверительного и благоговейного отношения к Богу.
Когда именно возникла традиция почитать Бога?
Традиция почитать Бога возникла на самом раннем этапе истории существования человека. Первоначально она выражалась в надлежащем общении с Богом, в добросовестном исполнении Его произволений.
После изгнания прародителей из Рая в качестве одной из важнейших форм богопочитания утвердились жертвоприношения. Так, о Каине сообщается, что он принёс дар Господу от плодов земли (Быт.4:3), а об Авеле, что он принес от первородных стада своего и от от тука их (Быт.4:4).
Впоследствии жертвы Единому и Истинному Богу приносили Ной, Авраам и другие ветхозаветные праведники. Кроме того одной из старейших и вместе простейших форм выражения почтения к Богу являлись молитвы, в том числе благодарственные и хвалебные, и поклоны. Так Авраам поклонился трём странникам, в образе явления которых Церковь видит явление Единотроичного Бога (Быт.18:2).
Во времена Моисея был установлен целый ряд религиозно-правовых и обрядовых норм, посредством исполнения которых ветхозаветный Израиль чтил Господа и участвовал в общении с Ним. Одним из важнейших элементов в этом деле стало строительство скинии, а затем – Храма.
Между тем все внешние проявления богопочитания должны были иметь основой внутреннее, и им сопровождаться. Прежде всего Господь ожидал от человека почитания в разуме и сердце: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19).
Церкви Христовой также известны формы внешнего и внутреннего богопочитания. Причем, для христианина внешнее немыслимо без внутреннего. Это и участие в храмовом богослужении, и миссионерская деятельность, и участие в прочих богоугодных делах во славу Отца и Сына и Святого Духа.
Для чего необходимо внешнее и внутреннее богопочитание?
Бог безмерно обладает всеми возможными благами и совершенствами, ни в чём не имеет недостатка и нужды. Стало быть, в богопочитании нуждается не Бог, а человек.
Но почему? Потому что, чтя Бога, человек пребывает в правильном к Нему отношении, а значит и в правильном отношении к собственной жизни. Как результат, при содействии благодати он достигает того, чего требует Творец, стяжает спасение, вечное блаженство, вечный покой.
По высокому счёту внутреннее почитание Бога выражается в любви к Нему и к ближнему. Внешнее же почитание, совершаемое от сердца, обнаруживает внутренний настрой. При этом внешнее богопочитание способствует внутреннему преображению человека, большему внутреннему устремлению к Господу и единению с Владыкой владык.
Каковы формы богопочитания?
Существует множество частных форм богопочитания. Условно их разделяют на две большие группы: внутренние и внешние.
К внутренним формам богопочитания относятся следующие: вера в Бога; постоянное памятование о Нем, осознание Его присутствия; страх Божий; доверие Богу; надежда и упование на Бога; любовь к Богу; стремление к угождению Богу, к исполнению Его заповедей; смирение перед Богом, желание и готовность исполнять Его заповеди; внутреннее повиновение Богу; избегание проявления ропота на Бога и Его Промысл; внутреннее поклонение Богу; прославление Бога в мыслях; благодарение Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя; призывание имени Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.
Внутренние и внешние формы проявления веры: православные убеждения; знание основных православных догматов и принятие их; исповедование веры в Бога перед людьми; распространение веры среди других людей словом и примером благочестивой жизни.
К внешним формам богопочитания относятся следующие публичное исповедание веры в Бога, даже если это исповедание сопряжено с лишениями и опасностями; молитвенное делание участие в общественном богослужении, установленном от Бога и регламентированном Православной Церковью.
К формам общественного богослужения относятся: благоговейное участие в воскресных и праздничных богослужениях; регулярное участие в Таинствах Покаяния и Причащения, а также участие в других Таинствах; участие в церковно-обрядовых действиях; соблюдение однодневных и многодневных постов; материальная поддержка прихода и причта.
К формам частного богослужения относятся: утренняя и вечерняя молитва; молитва до и после принятия пищи и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела (целесообразно включать в молитвы прошения о духовных и светских властях, об армии, об обращении к вере еретиков и раскольников, а также об упокоении душ почивших православных христиан).
К особенным свидетельствам веры и благочестия также относятся клятва (присяга) и обет.
Цитаты о богопочитании
«Бога почитай не телесно и внешне, но доброю совестию, страхом, любовью, послушанием, благодарением, молитвою, верою, ибо Бог Дух нематериален и потому ничем иным, как только духом и истиною почитается».
свт. Тихон Задонский
«Научимся же быть любомудрыми и почитать Христа, как Сам Он того хочет. Почитаемому приятнее всего та честь, которой он сам желает, а не та, которую мы признаем лучшею. Так и ты почитай Его тою честию, какую Сам Он заповедал, т. е. истощай богатство свое на бедных. Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души».
свт. Иоанн Златоуст
«Только в недрах христианства возможно истинное богопочтение, потому что только одно оно сообщает истинное понятие о Боге и устанавливает чисто этическое отношение к Нему – отношение Небесного Отца к детям и детей к Небесному Отцу. Отсюда же открывается и то, что истинное богопочтение сводится собственно к внутреннему духовному служению Богу, состоящему во внутренних благоговейных мыслях, чувствованиях и желаниях. Внешнее богопочтение получает значение и достоинство свое от внутреннего, и без этого последнего оно будет или безжизненно или лицемерно».
протоиерей Николай Стеллецкий
Литература по теме
- Богопочитание Сокровищница духовной мудрости
- О первой заповеди Закона Божия Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви
- Краткое учение о Богопочитании свт. Феофан Затворник
- Богопочитание свт. Тихон Задонский
- Апология. О почитании Бога Всемогущего мч. Аристид Афинский
- Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу прот. Николай Стеллецкий
- Обязанности христианина по отношению к Богопочтению прот. Григорий Дьяченко
Комментировать