Источник

БОГОПОЧИТАНИЕ

Богопочитание есть плод БОГОПОЗНАНИЯ

Истинное бо познание Божие праздно и безплодно быть не может, но вносит истинное богопочитание. Сын отца своего знает и почитает, любит и слушает его; раб господина своего знает и боится его, повинуется ему и работает ему: тако кто Бога знает, не может не почитать Его, не слушать, не повиноваться и не работать Ему, воли и повелений Его не исполнять... Скажи, пожалуй, который познанием Божиим хвалишися и не поистине почитаеши Его, како может быть, чтобы ты восхотел грешить, ведая, что Бог везде есть и всякое дело видит и правосуден есть; Который за грех и временно и вечно казнит, и в самом деле греховном может тя поразить? Пред царем земным, властию, господином и отцем твоим не смеешь безчинствовать: пред Богом ли, великим и страшным; дерзаешь худое и противное Ему делать? Не может сие быть! (2:142).

Почитание Бога-Христа – суть духовной мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 569).

Бог выше всех людей, и почитать Его следует больше всех

Хощем ли убо и мы, христиане, у Бога милость получить? должны Ему и угождать. Угождают люди царям своим. Бог есть Царь наш, и Царь вечный, Царь царствующих, и страшен Царь по всей земли. Должны убо Ему угождать, яко вечному Царю нашему. Угождают люди властям и начальникам своим. Бог есть Властелин и Начальник наш верховнейший, Котораго власть и начальство вечное. Должно убо Ему угождать, яко Властелину и Начальнику нашему вечному... Должно угождать Тому, Которому вси святии Ангели со страхом, любовию и радостию угождают; Тому, Которому вся тварь работает и угождает; Тому, Котораго вся трепещут; Тому, Которому противитися и раздражати страшно; Тому, Который может и душу и тело в геенне огненной погубить; Тому, у Котораго в руце всех живот и смерть; Тому, наконец, от Котораго чаем воскресения и жизни будущаго века. И угождать Ему должно искренно, сердечно и нелицемерно; то есть, должно тое угождение происходить от веры и сердечнаго основания. Ибо он яко Сердцеведец, глубину сердец наших испытует и видит, како Ему угождаем, искренно или лицемерно (4:402).

Богопочитание истинное есть признак живой ВЕРЫ

Бога, Котораго вера зрит и прилепляется Ему, как малое отроча матери своей, от сердца почитать таким образом, каков описан в святом Его слове, то есть, не веществом и наружностию единою, но «духом и истиною, якоже Сам Бог Дух есть» (Ин. 4, 24), и почитать паче всего света Его единаго, яко весь свет пред Ним, как ничто, и признавать и нарицать Его от сердца Богом «своим», хотя и всех есть Бог, якоже Он нарицается «Бог Авраамов и Исааков и Иаковль», ради веры их, хотя и всех народов есть (Исх. 3, 6; Мк. 12, 26). Оттуда последует истинное и искреннее к Нему ПОСЛУШАНИЕ и ПОКОРЕНИЕ. Аще бо Он Бог твой есть, то Его, яко Бога своего, надобно слушать, волю и повеление Его творить, якоже слушаешь отца твоего ради того, что он твой отец (5:284).

Богопочитание состоит в исполнении Eго воли

Да делаем не что нам угодно, но что Богу угодно, и тако угодим Ему. Божие слово показует нам, что Богу угодно, и что не угодно. Сей священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях: на то бо он и поставлен нам от милосердаго нашего небеснаго Отца. «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105). Угодно нам в праздности и лености жить, но Богу тое не угодно: сотворим убо угодное Богу. и оттрясши сон лености и праздности, пребудем в полезных и благословенных трудах... Угодно нам страстную похоть исполнять; по Богу тое противно, a yгодно Ему целомудрие и святость наша: сотворим убо угодное Богу, и «в целомудрии и святости поживем» (Тит. 2. 12), Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочия негодныя и гнилыя слова произносить; но Богу тое неугодно: обуздаем убо язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово, какое ни говорим, солию разума растворенно и к созиданию ближняго нашего да будет; сие бо есть угодно пред Богом (Еф. 4, 29). Тако и в прочем поступим, и сотворим не тое, что нашей воле и плоти угодно, но тое, что воля Божия хощет; и тако угодим Ему (4:407–408).

Почитает Бога тот, кто волю Его исполняет, надеется на Него, молится Ему и т.д.

Угождает Богу, кто волю Его святую творит: не yгождает Богу, кто воли Его святой не творит. Угождает Богу, кто смиренно поступает и живет: не угождает Богу, кто возносится и гордится, в гордости и пышности живет. «Бог гордым противится: смиренным же дает благодать» (1Пет. 5, 5). Угождает Богу, кто всю надежду на Него полагает, надежду как временнаго, так и вечнаго спасения: не угождает Богу, кто на себе, на свою честь, на князей и высоких людей и прочее создание надеется. Угождает Богу, кто Его от чиста сердца призывает и молится Ему, и просит от Него в нуждах и бедствиях своих помощи и заступления: не угождает Богу, кто оставляет молитву, и в нужде своей прибегает к немощному созданию... Угождает Богу, кто Ему за вся благая сердечно благодарит и хвалит Его... Не угождает Богу, кто еще оставляет должность, и тако Богу неблагодарен бывает... Словом, угождает Богу, кто по правилу святаго слова Его себе исправляет и живет; не угождает Богу, кто о том небрежет (4:402–403).

Без Бога почитать Его невозможно

Богу угождать без Самаго Бога не можем. Христианине: великая бо есть наша cлепота и слабость и растление. Сего ради должно со усердием Богу молиться и к Нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь Ему угодный, и на том бы нас содержал, и по тому вел нас. Сему нас научает примером своим Давид святый, который чрез весь псалом 118-й со всяким усердием молился Богу. и желал святаго и Бoгoyгоднаго жития. Да последуем убо и мы ему в том. «Научи мя», Господи, «творити волю Твою, яко Ты ecи Бог мой» (Пс. 142, 10). Господи! дай мне хотети, начинати, мыслити, творити и глаголати, что воле Твоей святой угодно (4:405).

Все, что делаем, делать ради славы Божией, другое намерение Богу не угодно и почитание не истинно

Чтобы все сие угодно Богу было, то должно нам тое все творить, то есть, уклоняться от зла и творить благое, и не ради тщеславия и похвалы человеческия, но ради «славы святаго имени Его»... Иначе как угодно может быть Богу тое, что не ради Бога делается? Отсюда следует, что не всякое доброе дело видимое истинно доброе есть, но тое, которое добре творится, то есть, на добрый конец, который есть слава имене Божия (4:404).

Богопочитание происходит от истинного богопознания (3:93, см. ПОДРАЖАНИЕ БОГУ, 700) (3:76, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99).

От познания свойств Божиих последует истинное почитание Его (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99).

Следует почитать Бога духом

От познания духовнаго Божия существа последует, что человек будет Его почитать не веществом, не златом, не сребром, ни другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и видимыми церемониями едиными; но духом, то есть, СТРАХОМ, ЛЮБОВЬЮ, СМИРЕНИЕМ, ТЕРПЕНИЕМ, ПОКОРЕНИЕМ воли своея воли Его, и прочими делами, от Него заповеданными. «Таковыми бо жертвами благоугождается Бог». Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество не приятно, без внутренняго духа. Сего ради глаголет Господь: «истиннии поклонницы поклоняются Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоин кланятися» (Ин. 4, 23 и 24). Почтим убо Бога, яко Духа, духом; сотворим волю Его и ЗАПОВЕДИ Его; за ГРЕХИ наша дух сокрушен, СЕРДЦЕ сокрушенно и смиренно принесем. «Жертва бо Богу дух сокрушен: «СЕРДЦЕ сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Все ТЩАНИЕ христианину надобно о том полагать, чтобы ДУШУ свою исправить. Бог бо к души нашей глаголет, а не к телу. ТЕЛО есть орудие ДУШИ, чрез которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что ДУША замышляет и хощет. Аще убо ДУША исправна будет, то и дела внешняя будут исправны. Без душевнаго изволения уды телесные не действуют. Исправим убо душу нашу, яко дух, в покорение и послушание Богу: тогда и внешняя дела наша исправны будут, и тако будем Бога нашего духом и истиною почитать (5:80–81).

Бога почитать не наружно, но внутренне

Бога почитай не веществом и наружностию, но доброю совестию, страхом, любовию, послушанием, благодарением, молитвою, верою. Ибо Бог Дух есть невещественный, и потому ничим иным, как только духом и истиною почитается.

Тщись Богу угождать верою и послушанием, то есть, делай тое, чего Он хощет, и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хощет, и что Ему неугодно. Без ПОСЛУШАНИЯ, что ни делает человек, неугодно Богу (5:153).

«Познание невещественнаго и ДУХОВНАГО СУЩЕСТВА Божия» научает нас почитать Его не телесными обрядами и церемониями, не наружностию единою, но духом и истиною, страхом, любовию, покорением воли нашея, и надеждою на Него: яко «Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоин кланятися», по словеси Христову (Ин. 4, 24). Бог Дух есть: духовнаго почитания и поклонения требует (3:74).

Почитание Бога внешнее без внутреннего есть лицемерие

«Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15, 8). Внешнее бо исповедание и почитание без внутренняго есть лицемерие, как выше сказано и ниже скажется. – Почему-де сии люди делают так безстрашно и беззаконно? Потому, что слову Божию, которое учит нас Бога и Христа Сына Божия почитать не наружностию единою, но сердечною верою, страхом и любовию, не внимают, и так делают тое, что прихотям своим угодно. – Чтож-де им должно учинить, чтобы истинно могли почитать Христа, распятаго за всех? – Должно оставить прежнее беззаконное и безбожное житие, и обратиться ко Христу, и молить Его усердно, чтобы их принял в общение верных Своих. Христос же глаголет: «грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37) (3:168).

Необходимо иметь чистую совесть, чтобы почитать Бога (5:215, см. СОВЕСТЬ, 956).

Богопочитание без веры и надежды невозможно

Без веры бо и надежды чтить Бога невозможно. Якоже бо человек за непочтение себе вменяет, когда его обещанию не верим: тако наипаче неложному Богу и истинному не отдают почитания грешники, которые милостивым Его обещаниям не веруют, но, оставивше Его, к немощному созданию Его прибегают ради помощи и защищения (3:349).

Богопочитание истинное бывает сердцем, верою, страхом Божиим, любовью к Богу и ближнему (2:60, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 44).

Богопочитание заключается в страхе и любви Божией (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 569) (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 100).

Следует и врагов любить, чтобы Бога истинно почитать

Врагов наших любить, и им добро творить должны мы, когда хощем Богу угождать. Ибо воля Божия хощет сего (Мф. 5, 44). Аще убо хощем волю Божию творить, и тако Богу угождать; то должно нам и от врагов наших любве нашей не отнимать, и им в нуждах их помогать: сие бо наипаче Христианина и Богоугоднаго человека показует (4:404).

Бога почитает тот, кто ближнему угождает и всячески заботится о нем

Когда хощем Богу угождать, то не должны ближняго нашего презирать и отвращаться от него, но миловать его и в нуждах его снабдевать. «Кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию» (Рим. 15, 2). Требует ближний наш совета от нас: подадим совет, когда можем. Требует пищи от нас: подадим пищу. Требует одежды: одеем его. Требует упокоения в доме нашем: упокоим его. Требует послужения нашего: послужим ему. Требует в скорби и печали утешения: утешим его по нашей возможности, и прочая. Сего бо хощет воля Божия, и требует христианская любовь. «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13, 16) (4:404).

Богопочитание без СТРАХА БОЖИЯ и ПОКАЯНИЯ не бывает

Бог бо без страха Божия и истиннаго покаяния и творения заповедей Его истинно почитаться не может. Лицемеры суть, которые устами только Бога почитают, к таковым Бог глаголет: «приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15, 8). Надобно Бога не токмо устами, но и сердцем почитать, то есть, бояться, любить Его и от усердия заповеди Его творить (5:311).

Богопочитание без послушания невозможно (3:54, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751) (5:62, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751).

Богопочитание увеличивается от размышления о Боге (5:63, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 49).

Когда Христос не почитается и бесчестится

О неблагородные христиане! Такое ли почитание отдавать должны мы Христу, Который ради нас смирился, болезновал, плакал; хулы, поношение, оплевание, обнажение, раны, распятие и смерть крестную претерпел? таким ли благодарением Ему должны мы? Он ради нас Самого Себе не пощадел, а мы денег наших, от Него нам данных, щадим и ради имени Его просящим дать жалеем. Он ради нас на раны, распятие и смерть крестную Себе предал, да спасемся; а мы ради Его поноснаго слова стерпеть не хощем, но или языками, как стрелами, уязвляем оскорбивших нас, и обиду обидою, и зло злом отвращаем от нас, или язвительными клеветами наполняем судебныя места. Он нас так почтил и возлюбил, врагов Своих, что и умрети ради нас не отреклся; а мы Его, Благодетеля нашего, почетшаго и возлюбившаго нас, злыми делами нашими безчестим. Того ли от нас вера наша и исповедание имени Его требует? такое ли благодарение воздается Благодетелю? (5:136).

Богопочитание ложное, если человек руководствуется самоволием и самолюбием

Бог, Который сердца и утробы испытует, видит и твое сердце; и на какий конец что делаешь, видит. Берегись убо, да не, вместо Богочтеца, врагом Божиим будеши. В такую пагубу самолюбие, своеволие и славолюбие приводит человека, хотя он того, яко слепый, и не видит. САМОЛЮБИЕ бо и СЛАВОЛЮБИЕ ОСЛЕПЛЯЮТ человека. Осмотрись убо, возлюбленне, и мерзкаго гордости идола выбрось из твоего сердца; и с того седалища, на котором седишь и почитаешь себе, сойди, и на том дай место Господу сил, Которому со страхом покланяются Ангели и вся тварь работает (4:410).

Не знает тот Бога, кто страхом и любовию не почитает Его (3:327, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47).

Почитание страстей Христовых – см. Третья глава, четвертой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:159–168).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle