О волхвах и вохвованиях древних и новых

Источник

Сколько раз приходилось наталкиваться на спиритическия бредни, словесныя и печатныя. Сколько раз приходилось слышать и читать опровержения на спиритическия заблуждения. Как первыя, так и вторыя не выработали ни одной светлой мысли, ни одного крепкаго слова; потому что первыя строят свои здания даже не на песке, а на воздухе, да и вторыя не на камне.

Первые, – прельщены бесами, вторые – не познали их: потому суждения и разсуждения как тех, так и других – выходят ложь. Все они забыли Евангелие, или толкуют его по своему, кому как вздумается.

Христос сказал Своим ученикам: «видел сатану, яко молнию, с небеси спадша. Се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию... Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лук. 10, 18–20).

Ныне диаволы сами навязываются спиритам, а спириты, в обольщении своем, говорят, что это духи и души умерших. Конечно, те духи лукавые, которые хозяйничали на земле до пришествия Христова, во времена языческия.

Христос, пред Своим страданием и крестною смертию, говорил ученикам: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12, 31).

Христос сошел во ад, разрушил адову силу, воскрес и дал власть Святым Своим Апостолам побеждать всю силу вражию.

Они явились первыми борцами против диавола! Читайте житие Св. Иоанна Богослова. Читайте Апостола Петра. Читайте Св. Василия Великаго, Антония Великаго, Св. Макария, Нифонта и иных угодников Божиих. Пред вами откроется вся картина их борьбы с диаволом. Авторитет, кажется, высокий. А мы, бедные, оставили историю Святых, и путаемся в мутной бесовской тине!

Древние волхвы были в сношении с бесами, и то-ли они выделывали, что нынешние спириты!

Во времена Св. Апостола Иоанна Богослова был знаменитый волхв, именем Кинопс, который прельщал людей, чтобы отвратить их от проповеди и чудес Апостола. Однажды, в присутствии его, и всего многочисленнаго народа, Кинопс бросился в море, и вывел оттуда давно утопшаго человека. Потом представил еще другого убитаго и убийцу его. «Что! удивляешься-ли ты, Иоанн?» – сказал волхв. «Нисколько не удивляюсь сему», – отвечал Апостол, – потому-что твои бесовския чарования скоро изчезнут». Народ бросился бить Иоанна, и хотел растерзать его до смерти, но Кинопс остановил их, желая и еще показать ему свою силу.

На другой день волхв, в сопровождении трех бесов, которых считали воскресшими мертвецами, опять бросился в кипящее волнами море, хвалясь пред Апостолом. Народ воскликнул: «Велик Кинопс!» А Св. Апостол помолился ко Господу, и Кинопс не возвратился более, а исчез во глубине морской. Три дня ожидали люди Кинопса, не отходя от берега, но все напрасно. Тогда все уверовали в Господа, и крестились руками Апостола.

Симон волхв, во время проповеди Апостола Петра, долго прельщал безумных людей ложными чудесами и бесовскими привидениями, препираясь с Св. Апостолом; но видя себя побеждаемым силою Христовою, обещался вознестись на небо посреди Рима. Он взошел на высокое здание, окруженный всей бесовской силой, увенчанный лаврами, и воззвал с высоты: «О, Римляне! за то, что вы оставили меня, последовали Петру, и я оставляю вас, и возношусь к отцу на небо». С сими словами он стал летать по воздуху, и возноситься на высоту, поддерживаемый бесами. Великий же Апостол Петр стал взывать ко Господу, чтоб Он обличил прелесть волхва, потом обращаясь к демонам, силою Христовою запретил им возносить Симона, а приказал им оставить его на воздухе. Бесы, тотчас-же, словом Апостола, отступили от волхва, и полетел он на землю, как сверженный с неба сатана, и разбился всем телом. А народ взывал: «Велик Бог, Петром проповеданный».

После этого, чему же удивляться, что у спиритов столы вертятся и к потолку поднимаются, когда и люди летали по воздуху силою бесовскою. Ныне спириты ведут переговоры с духами, конечно темными, подобно этому, и Император Иулиан богоотступник советовался с идолом Аполлином о всех делах и получал ответы. Когда же он пришел в Антиохию, где почивали мощи Св. мученика Вавилы с тремя младенцами, и стал вопрошать идола, победит ли Персов, идол не отвечал ему. Тогда опечаленный Царь спрашивал жрецов, почему идол не дает ответов по прежнему? Жрецы сказали ему, что с тех пор как в Антиохию принесены мощи Вавилы, Аполлин замолчал. Царь приказал немедленно Христианам взять из Антиохии мощи. Тогда огнь сошел с неба и сжег храм Аполлина. Озлобленные жрецы возложили всю вину на Христиан, и Св. Мелетий Архиепископ был изгнан в заточение.

Беда великая и страшная не знать истории Святых. Советуем Православным и умоляем их читать жития Святых; не слушать модных мыслителей: они ведут в пагубу.

Лучше идти по той дороге, по которой шли угодники Божии: они наследовали блаженную вечность.

Приведем еще здесь извлечение из жития Св. Василия Великаго.

Один знаменитый вольможа, именем Проторий, благочестивый христианин, путешествуя по святым местам, утешался обителями монашествующих. Разгорелось его сердце желанием отдать единственную дочь свою на служение Богу, и устроить в одной из Св. обителей. В то же время, слуга его, наущением бесовским, разжегся плотской любовию к дочери его, и не предвидя возможности соединиться с нею, обратился за помощью к знаменитому в то время волхву. Юноша разсказал ему о своей привязанности к девице, и умолял его помочь ему в этом деле.

Волхв сначала отказывался, но наконец, склонившись на неотступную просьбу юноши, согласился помочь ему, с тем условием, чтобы он отрекся от Христа и св. Крещения. Несчастный согласился на все, чтобы быть удовлетворенным.

«Хорошо, – сказал волхв, – я дам тебе грамоту к самому князю бесовскому, поди с ней ночью на эллинское кладбище, стань на гробницу, и подыми грамоту к верху. Придут слуги князя, и отведут тебя к нему, он скажет, что тебе делать, и ты исполни все в точности».

Юноша взял грамоту и отправился ночью на указанное место. Явились слуги диавола, и повели его к своему князю, который сидел на высоком престоле, страшный образом, и в великой гордыни.

Юноша приступил к нему и, поклонившись, вручил грамоту волхва.

Сатана взглянул на рукописание и с презрением сказал: «Вы, христиане, не держите слово: когда просите чего, обещаетесь исполнить, а получивши просимое, опять обращаетесь к своему Христу. Дай рукописание, тогда помогу».

Юноша написал своей рукой, что отрекается от Христа и от св. Крещения.

Тогда сатана сделал распоряжение, и послал своих слуг к девице, чтоб они разожгли ея плотския чувства к юноше.

Несчастная, не ожидая такого нападения, не была на страже целомудрия, не охранялась молитвою, и закипела в ней плотская страсть. Девица не выдержала борьбы, забыла стыд, потребовала от отца, чтобы он выдал ее за своего слугу. Пораженный такою новостью родитель, сколько ни уговаривал ее, сколько ни плакал, ничто не помогало, дочь просила одного из двух: или брака, или смерти. Отец принужден был согласиться, и выдал дочь за своего раба. В скором времени после соединения супружескаго, жена стала замечать, что муж ея не ходит в церковь, и не приобщается Св. Христовых Таин, не смотря на ея убеждения. Как ни старался отделываться от нея, он должен был наконец сознаться, что он, ради ея, отрекся от Христа. Жена, услышав такую страшную весть, в ужасе побежала к Святителю Василию Великому, и разсказала ему о своем несчастии, которое принимала как наказание за непослушание к отцу, против воли котораго соединилась она с этим человеком. Святитель Христов приказал ей привести к нему мужа, который пришедши, сознался в справедливости слов жены, и разсказал все подробно. «Хочешь ли опять возвратиться ко Христу?» – сказал Св. Василий. «Хочу, Владыко, но не могу, – сказал юноша, – я дал сатане рукописание, что отрекаюсь от Христа, и от св. Крещения».

«Не скорби о сем, – сказал Святитель, – человеколюбив Господь, кающихся приемлет». С сими словами, он осенил юношу крестным знамением и затворил его в особом месте для молитвы.

Сам Святитель пробыл на молитве трое суток, и затем пошел навестить затворника, чтобы узнать, как он себя чувствует.

«В великой беде нахожусь я, Владыко святый, – отвечал юноша, – не могу терпеть поношений бесовских, их стреляний и каменометаний. Они показывают мне мое рукописание, и, укоряя, говорят: «не мы к тебе пришли, а ты к нам».

«Не бойся, чадо, и молись Богу», – сказал Святитель, дал ему вкусить немного пищи, осенил его крестным знамением, и опять затворил.

Когда Св. Василий вторично навестил кающагося, то он сообщил ему, что слышит ругательство бесов, но в дали, и самих уже не видит.

В сороковой день покаяния, юноша с радостию встретил пришедшаго к нему Святителя, и на вопрос, как ему? отвечал: «Слава Богу! Твоими молитвами, хорошо. Я видел тебя во сне, что ты боролся с диаволом, и победил его».

Тогда Святитель, помолившись Богу, взял юношу за руку, вывел его из затвора, и привел в свою келию, где собрался весь церковный причт и люди православные. «Прославим человеколюбца Бога, – воскликнул Василий, и указывая на юношу, продолжал, – сие погибшее овча, пастырь добрый берет на свои рамена, и хочет отнести в церковь свою. Следует нам сию нощь помолиться человеколюбцу Богу о нем.

Заутро, Св. Василий взял кающагося и повел, с пением, в Храм Божий. Здесь диавол, невидимо, со всей бесовской силой, приступил, чтобы похитить юношу, который закричал: «Святитель Божий, защити меня!» Но демоны с такою дорзостью тащили юношу из рук Василия, что приводили и его в движение. «Обижаешь нас, Василий!» кричали бесы, а Святитель Христов со властию сказал: «Безстыдный, душегубец, начальник тьмы! довлеет тебе твоей погибели и сущим с тобою». «Обижаешь, Василий, – повторил бес, – не я к нему пришел, а он ко мне, я имею его рукописание, которое представлю на суд общаго судии. Он отвергся от Христа и Крещения». Этот голос многие из предстоящих слышали.

«Благословен Бог, – сказал Святитель, – не опустят люди молитвенных рук своих, доколе не возвратится рукописание сего отрока». И о чудо! Вдруг увидели все, на воздухе летит рукописание и направляется к рукам Василия.

Святитель принял его, и показав юноше спросил: «твое ли это рукописание?» «Мое, Владыко», отвечал он трепетно. Угодник Божий изорвал его при всех на мелкия части. Все вошли в Храм Божий, вместе с юношей приобщились Св. Христовых Таин, и пробыли надолго в славославии Божии.

Не случается ли подобных фактов, и в наше время? К несчастию весьма часто; но прикровенно: те же бесы внушают необузданныя страсти, доводя нередко до самоубийства. Они не являются очевидно, как прежде, а действуя прикровенно, принимают на себя новые виды, под названием медиумов и спиритическихь духов, и успевают более прежняго.

Приводим здесь некоторые факты из статей священника Буткевича о современном спиритизме, помещенныя в журнале «Вера и Разум», потому что, чтобы бороться с диаволом, надобно знать лукавыя его действия. Буткевич передает: «В северной Богемии, одну молодую девушку, которая стала уже известна под именем медиума Марии, вопреки убеждениям ея матери-католички, спириты отклонили от исповеди и причащения таким способом, о котором мы не считаем удобным даже и разсказывать. Скажем только, что дело это произвело такой соблазн, что по настоянию жителей, в него вынуждено было вмешаться гражданское правительство, и редактор местной газеты Г. Линдемейер, разсказывает самыя ужасныя вещи. Теперь богемская жандармерия усердно занята разыскиванием спиритических кружков, для предания их судебному преследованию. И это случилось, к несчастию спиритов, именно в то время, когда они начали хлопотать об учреждении для основательнаго обучения медиумов, особой семинарии, и об открытии при университете, для спиритизма особой каѳедры.

То же самое совершается и в Германии, и особенно в Саксонии. В городе Лихтенштейне полициею обнаружено существование одного тайнаго общества, которое дало себе весьма громкое название: – общества распространения в народе нужных сведений и просвещения. На самом деле оказывается, что это общество спиритов, но с явным политически-сектантским, противохристианским направлением».

Сравните действия бесов и древних языческих волхвов, и вы увидите ясно, что спиритизм – бесовское навождение; только с тою разницею, что древние волхвы были в открытом сношении с бесами, и действовали положительно, изучивши эту бесовскую науку. Мы видим древняго волхва Киприана, который, ощутивши победительную силу благодати, чрез борцов христианских, сознал, что сила диавольская не состоятельна, и обратился ко Христу. Тогда он взял всю свою многочисленную библиотеку и сжег ее публично на площади.

Нынешние волхвы – спириты, безсознательно запутались в сетях бесовских, и не знают как выпутаться: от одного берега отстали, а к другому не пристали, и блуждают в своем безумии. Что-то знают, что-то видят, а кого, сами не знают. – Бесов, положительно бесов! Католические и протестантские богословы, бывшие на спиритических сеансах, признают присутствие бесов... Согласно сему, и Буткевич говорит в своей статье: «Если теперь, в спиритических кружках являются духи, то они уже не переменяют своей личины и не скрывают своего безобразия. По словам самого спирита Виттига, в большинстве случаев теперь являются духи-карлики, черные как смола, с высунутыми, раскаленными, пылающими языками» и т. п.

По этому видно, что диаволы сами напрашиваются на знакомство, а люди ученые не в состоянии отличить тьму от света, с большою запутанностью обясняют спиритическия проявления, тогда как они ясны для просвещенных светом истины.

Не зная, и не веря, что бесы существуют, а видя необычайныя явления, спириты увлекаются мечтаниями, и происходит в мозгах путаница, доходящая до богохульства. Напыщенные своими познаниями, они не в состоянии сказать, что не знают, действуют смело, и многих неопытных, юных, вводят в свое заблуждение, по евангельскому слову: «если слепец слепца поведет, то оба в яму впадут» (Матѳ. 15, 14).

Приводим еще слова из статьи Буткевича: «Дух, сообщающий свои откровения, теперь обитает уже не вне медиума, как прежде, а внутри, в мозговых и других впадинах тела, так что теперь нет более спиритам уже нужды и в цельнеровской теории четвертаго измерения пространства. Медиум уже не вызывает более духов, напротив, он совершенно теряет свою самостоятельность, его собственная душа всецело проникается чужим духом, который всецело завладевает и его телом; медиум становится положительно автоматом».

Что же это, как не явная власть бесовская? Не те-ли это покои, о которых говорит Евангелист Матѳей (гл. 12, ст. 43–45): «Егда нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретая. Тогда речет: возвращуся в дом мой отнюдуже изыдох, и пришед, обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь духов лютейших себе, и вшедше живут ту. И будет последняя человеку тому горша первых. Тако будет и роду сему лукавому».

Диавол хитер; не выдержав борьбы с первыми Христианами, отретировался на время, и заговорили, что нет его, и не существует, не смотря на то, что при Крещении, произносят отречение от диавола и всех дел его, и читают Евангелие. Несчастные сами себе противоречат, пребывая в своем заблуждении.

Кажется мы, достаточно познакомившись с действиями спиритизма, находим излишним еще приводить доказательства, и излагать на бумаге опровержения против лжи, хулы бесовской и бредней философических. Отвратительно и грешно повторять их богохульства, оскверняя уста свои. Следует искать истину в Св. Писании Св. Апостолов, Святителей, Проподобных и Мучеников. Они были просвещены истинною благодатию, они сами были искушаемы диаволом, одержали победы, и получили власть над ними. Демоны не могли укрыться от них, ни под какой личиной, ни спиритизма, ни медиума, ни иезуитскою тонкостию; Св. угодники Божии видели ясно их дела и намерения, и обличали их силою Христовою.

Не следует Христианам быть не осторожными, не следует пускаться в неведомыя глубины, без правила и руководства. Такая безразсудная дерзость людей неопытных часто вовлекает в какую-либо ересь, секту, и диавольскую прелесть, чем приобретается вечная погибель.


Источник: О волхвах и волхвованиях древних и новых / [Соч.] Архим. Игнатия. - Санкт-Петербург : тип. В.В. Комарова, 1887. - [2], 18 с.

Комментарии для сайта Cackle