Конец света

Литература по теме

Коне́ц све́та – окончание существования нынешнего мира (связанное с наступлением царства антихриста, Вторым Пришествием Христа, всеобщим воскресением мертвых, Страшным Судом), предваряющее его преображение.

carol 252 – Конец света
«Снятие седьмой печати». Ю. Шнорр фон Карольсфельд.

В Новом Завете для обозначения этого понятия используются выражение «кончина века» (Мф.13:39) и термин «конец» (Мф.24:14; 1Пет.4:7). Кроме того в практике богословского словоупотребления это понятие может обозначаться посредством выражений: кончина мира, конец мира. Собственно, одним из значений слова «свет» и является: мир, земля, вселенная (с таким именно пониманием связано выражение: части света). Следовательно, в лингвистическом отношении выражение «конец света» является аналогом выражения «конец мира», «кончина мира». Кроме того аналогом выражения «конец света» может служить термин «светопреставление».

Правда, по поводу происхождения выражения «конец света» существует и особая точка зрения. Суть ее сводится к следующему. В народном сознании словосочетание «конец света» появилось, вероятнее всего, на основании евангельских строк, описывающих Второе Пришествие Спасителя: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). В Царствии же Божием будет сиять Свет нетварный. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его» (Откр.21:23). Свет – одно из имён Божиих. «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1Ин.1:5). Божественный свет нематериален и есть Сам Бог.

Известно ли, когда наступит конец света?

Точное время наступления конца неизвестно ни людям, ни ангелам (Мф.24:36). Это время известно Богу. Однако есть несколько явных признаков, указанных в Библии, до появления которых, конец не наступит.

  1. Распространение проповеди Евангелия «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24:14).
  2. Увеличение количества землетрясений, усиление голода и мора по местам (Мф.24:7), возрастание количества международных и межгосударственных военных конфликтов (Мф.24:6-7).
  3. Умножение беззаконий и оскудение любви в людях (Мф.24:12).
  4. Умножение количества так называемых малых антихристов (Мф.24:5).
  5. Колоссальное оскудение веры в людях: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).
  6. Приход к власти антихриста (он будет единым политическим и религиозным правителем мира) (2Фес.2:3-4). Апостол Павел утверждает, что до этого времени конец не наступит. Правление антихриста будет недолгим. Господь Иисус убьет его «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8).
  7. Должно произойти массовое обращение иудеев ко Христу (Рим.11:25-26).

Также следует отметить, что в Священном Писании подчеркивается, что конец этого мира наступит внезапно, именно тогда, когда, по крайней мере, существенная часть человечества не будет этого ожидать (Мф.24:37-39,44; 1Фес.5:3).

Как христианину следует относиться к слухам о близком конце света?

Христианину следует спокойно относиться к этому, помня о том, что его главная задача – подготовиться к смерти, которая станет, выражаясь условно, как бы личным «концом света» для него. Когда митрополита Вениамина (Федченкова) спросили о сроках конца света, он ответил, что вычислять это было бы так же странно, как если бы больной забросил заботу о своем лечении и стал бы изучать: когда он помрет? Христианин знает, что все времена и сроки в руках Господа (ср. Деян.1:7), поэтому ему нет нужды заниматься бесполезными вычислениями и жить в постоянном паническом страхе перед событиями, предваряющими конец мира. В молитве Господней он каждый день просит о пришествии Царства Божия («да приидет Царствие Твое»), что, наряду с прочим, означает радостное ожидание Второго Пришествия Господа, которое положит конец смерти, страданиям и злу в этом мире.

Примером подлинно христианского отношения к ожиданию конца мира могут служить слова прп. Порфирия Кавсокаливита: «Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда, не знаю. Завтра? Через тысячу лет? Не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит Второе Пришествие Господне. И этот час уже весьма близок».

***

равноап. Николай Японский

Опечалился я очень, прочитавши теневую часть Вашего письма: „Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что близок конец мира“ и т. д. Но не устояла во всей силе печаль моя против дальнейших размышлений. В пылу битвы воин видит кровь, много крови; но не прав будет он, если скажет: „Вот только и есть кровь, нет больше мира, рушится мир!“ Вы в самом центре разгоревшейся битвы, и сами получаете раны. Как не страдать вам, не исходить кровью вашему сердцу и как удержаться от крика боли! Но окиньте взором пространство мировой истории от Адама доныне: когда же были времена вполне утешительные? Дохристианский мир задыхался в безпросветной атмосфере зла до того, что лучшие тогдашние люди прибегали, как к последнему утешению, к самоубийству. Лишь только блеснул на земле небесный свет и подана людям чаша утешения, люди, вошедшие в полосу этого света и принявшие чашу, тем не менее, видя окружавший их внешний мрак, страдали до того, что свое время считали концом мира. Вспомните, как апостол Павел убеждал Солунян о Пришествии Господа не спешить колебаться умом, что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? И проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком: и тогда приидет кончина. На что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Еще большая половина языков вселенной не слышала Евангелия царствия. А и слышавшая разве достодолжно усвоила его? Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно еще на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемненное извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветленным еще, невежественным, неразвитым умом и неуглубленным сердцем. Разве для того Бог сходил на землю и Сам изрек людям учение, чтобы оно вскорости же явилось в потемненном виде католичества и протестантства, а там, где сияет полным своим светом, только немногие до дна их умов и сердец были просвещены и претворены им, – каков сонм святых Православной Церкви, масса же более по влечению сердца шла в сем свете, ясно не давая себе отчета, каким сокровищем она обладает?.. Жизнь и отдельного человека, тем более каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом.

В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма, пока все народы и в них все отдельные личности усвоят Христово учение и подвергнутся благодатному действию его: правда Божия сего требует. Истина Христова и благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное свое действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост, и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворенная Богом Спасителем природа человеческая. Еще древние пророки провидели и в восхитительных чертах изображали это время, когда „не будет пути нечистого, и не заблудят люди, не будет льва и никакого зверя лютого, а волки и агнцы будут пастись вместе“; тогда „будет едино стадо и един пастырь“, по вожделенному слову Самой воплощенной Истины. Далеко-далеко еще человечеству до этой вершины! А потом оно пойдет вниз и спустится до таких глубин зла, до которых и пред потопом не достигало; жизненные силы света и добра почти вконец иссякнут в одряхлевшем человечестве, – тогда-то, и не раньше как тогда, настанет конец мира.

Цит. по: архиеп. Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. М., 2001. С. 243–245.

Цитаты о конце света

«Положим, что кончина (мира) последует через двадцать лет, через тридцать, через сто лет: какое это имеет к нам отношение? Не составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль? Но что бывает с нами в других (случаях), то же и в настоящем. Как в других (случаях) мы, не обращая внимания на собственные дела, беспокоимся о чужих, говоря: такой-то блудник, такой-то прелюбодей, тот украл, этот обидел, а о своих не говорим ни слова, напротив больше печемся о поступках всех других людей, нежели о своих собственных, – так и здесь каждый из нас, оставив заботу о своем конце, желает узнать об общей кончине. Что ты имеешь общего с нею? Если ты хорошо приготовишься к своей кончине, то от всеобщей не потерпишь никакого зла».
свт. Иоанн Златоуст

«Апостол Павел говорит, что есть изначальный замысел, предопределение Бога о спасении людей. Наполнение людьми Царствия Небесного является признаком конца света. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими (Мф.22:10). Есть замысел Бога о числе праведников, и когда наполнится это число праведников, то будет конец миру. Существует план Бога о соединении всего Земного и Небесного под главою Христа, и когда этот план завершится, тогда и придет конец».
священник Даниил Сысоев

«Конец мира последует тогда, когда мир состареется в хитростях и обманах (отсюда ухищрения и коварства), в лукавстве и злобе (отсюда преследования и гонения), в силах и законах (отсюда помрачение солнца и других светил). […]
Сперва будет тишина, как и всегда бывает пред великими событиями природы, от которой родится природа и беспечность, как было в дни Ноя, потом -необыкновенное движение во всех мирах: в мире ангельском подвигнутся силы небесные, в мире физическом померкнут светила, в мире человеческом умножатся лжехристы, увеличатся заблуждения и пороки, явится антихрист. За всеми сими знамениями последует уже самый конец мира, который будут сопровождать следующие события: Воскресение мертвых, явление Господа на Суде и самый Суд, превращение мира и распределение последней участи, или же наград и наказаний».
свт. Иннокентий Херсонский

«Бог заранее ведает о всех [тварях] прежде происхождения их. Впрочем, святые отцы говорят, что когда число праведных мужей достигнет числа падших ангелов и горний мир наполнится [ими], тогда и произойдет скончание [века сего]. Как восклицает [святой] Григорий: Мир горний должен наполниться».
прп. Анастасий Синаит

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka