Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсхатос) – конечный, последний, и λόγος (логос): слово, речение) – православное учение о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может быть разделена на эсхатологию посмертного человеческого существования (частную) и эсхатологию грядущих судеб человечества и мира (общую).
Грядущими эсхатологическими событиями для всего человечества станут события, описанные в ряде ветхозаветных и новозаветных Книг Священного Писания, особенно подробно – в Апокалипсисе, например, мировые катастрофы, явление лжепророков и антихриста, воскресение мертвых, Второе Пришествие и Суд над всеми людьми, творение новой земли и неба.
Эсхатологические тексты содержатся в Евангелиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апостолов, в Книгах пророков: Даниила, Исаии, Иезекииля, Иоиля, Захарии и др.
Каковы отличия эсхатологии ветхозаветной и новозаветной?
Мессианские пророчества и прообразы Ветхого Завета предзнаменовали Пришествие Мессии, а эсхатологические пророчества указывали на события, имеющие произойти в последние времена. С пришествием на Землю Мессии евреями связывалось возвеличение Израиля и его национального царства как царства Бога Израиля Яхве. Особенно глубокое и богатое развитие эсхатология древних евреев вместе с мессианскими чаяниями получила во время Вавилонского пленения и после него. Пророки вложили в представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство не может иметь только национального значения: его осуществление – конечная реализация святой воли Божией на земле – имеет универсальное значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется, прежде всего, отрицательно как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и беззакония. Этот суд по своей универсальности касается не только язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий, представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой Израиля, является божественно необходимым.
Исполнением ветхозаветных чаяний является Новый Завет, однако богоизбранный еврейский народ по большей части не захотел узнать в пришедшем Иисусе Христе своего Мессию. В ответ на то, что иудеи гордились и надмевались своим происхождением от Авраама, и даже выставляли это на вид Сыну Божию, Он возвестил: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11). Кроме того, Сам Христос именуется в Евангелии Царем Израилевым (Мф.27:42). А Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36), объединяет всех тех, кто связан с Ним узами духовного родства. Приобщение людей к Царству Божию, Новому Израилю, происходит через Таинство Крещения (Ин.3:3-5).
Существовали ли эсхатологические представления в языческом мире?
Представления о загробном существовании – томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране богов и героев – были повсеместно распространены у языческих народов, и это является ясным свидетельством того, что такие представления не возникли из человеческой фантазии, но свидетельствуют о том, что душа помнит о своем бессмертии. Однако языческие «религии» стремились обеспечить своим адептам загробное блаженство помимо их нравственных заслуг – посредством заклинаний или иных религиозных средств, как это видно, например, у древних египтян и греков, а впоследствии и у гностиков. Наряду с вопросом о судьбе единичной человеческой личности может в некоторых языческих «религиях» возникал и вопрос о конечной судьбе всего человечества и всего мира, как это видно на примере древних германцев (гибель богов и всего мира).
Когда появился термин «эсхатология»?
«Эсхатология» – сравнительно новый богословский термин. Согласно данным словаря Merriam-Webster первые его стали использовать лишь в XIX веке (1838 г.) в английском языке (Eschatology).
Закреплено ли догматически учение о конечных судьбах мира и, в частности, человека?
В рамках догматического учения Церкви закреплен ряд положений относительно конечных судеб мира и в частности человека. Часть из них отражена в Священном Писании, часть в других источниках, признаваемых Церковью. Среди этих положений можно выделить следующие.
- После смерти каждого человека ждет частный суд: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27)).
- После смерти души умерших людей пребывают в состоянии радости или мучительной скорби; радость испытывают те, кто удостаивается Царства Небесного, скорбь, мучения – те, кто по определению Частного суда оказываются в аду (Прем.3:1; Откр.4:4; Откр.6:9; Откр.14:13); Сир.7:8-19; Сир.21:10-11; Мк.9:44; Ин.8:21; и пр. При этом души грешников не испытывают «совершенного» мучения, а души праведников – «совершенного» блаженства. «Полноту» радости праведники будут испытывать после всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, равно как грешники, которые будут осуждены на Страшном суде на пребывание в аду (18-чл. Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере).
- Степени блаженства праведников, унаследовавших Царство Небесное, различны, соответствуют степени их духовно-нравственного совершенства, святости; степени мучения грешников, пребывающих в аду, также различны, соответствуют уровню их греховности (Ин.14:2; Мф.5:22-23).
- За 3,5 года до Пришествия Христа произойдёт воцарение антихриста – мирового диктатора, пришествие которого «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес.2:9-10). Три с половиною года – время, на протяжении которого будет царствовать антихрист (Откр.13:5). «Господь Иисус убьет (его – ред.) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8).
- Во времена царствования антихриста Церковь Христова будет гонима (Откр.12:1-6).
- Второе Пришествие Господа Иисуса Христа состоится через 3,5 года после времени воцарения антихриста. В отличие от первого Пришествия, Его второе Пришествие будет Славным: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27).
- «В последний день» состоится всеобщее воскресение мертвых (Ин.6:54; Ин.11:24) и изменение живых (1Кор.15:52).
- После воскресения мертвых состоится Страшный суд (Мф.25:31-33).
- После (и по результатам) Страшного суда праведники наследуют вечную блаженную жизнь (Мф.25:34; Мф.25:46), а грешники – вечные муки (Мф.25:41; Мф.25:46; Откр.20:15).
- Степени блаженства праведных в Царстве Славы будут различны: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор.15:41-42). Блаженство праведников не следует понимать как состояние замершее, статичное (не подразумевающее возрастания праведников в блаженстве).
- Степени мучения грешников также будут различными, в зависимости от степени греховности каждого (Мф.10:15; Лк.12:47-48)
Цитаты об эсхатологии
«Православная эсхатология у многих в моде, потому что служит своего рода страшилкой, без которой жить как-то скучновато. Настоящая же эсхатология исполнена христианской радости, поскольку апостол говорит: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» не со страхом, а именно что с радостью. И вообще нет и не будет никакого «конца света», поскольку это конец греховного и смертного качества бытия, тогда как будут новая земля и новое небо. Вычислять же даты конца света – тем более полная бессмыслица, поскольку человеческий календарь и не точен и относителен. Главный хронометраж – сама христианская жизнь, если и пока она есть. То есть, пока эта жизнь в нас есть, сроки отодвигаются. Чем больше эта жизнь оскудевает, тем ближе тот самый «конец света», о котором так много говорят разного рода сектанты и любители «духовных» страхований».
священник Андрей Спиридонов
«Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь уже много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1Ин.2:18).
Эти слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные на заре христианской эры, напоминают нам о том, что эсхатологическое «последнее время" началось в момент Боговоплощения и будет продолжаться до конца человеческой истории.
Мы должны жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь всегда и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви – основа нашей веры в конечное торжество добра над злом, жизни над смертью, Христа над антихристом».
Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
«Давайте подумаем о том, как давно блаженный евангелист Иоанн сказал: наступило последнее время. Ведь если бы мы жили тогда, услышав такое, разве бы мы поверили, что столько лет пройдет после этого, и не надеялись ли бы мы скорее, что еще при земной, телесной жизни самого Иоанна придет Господь?».
блж. Августин
Литература по теме
- Раздел «Апокалипсис»
- Раздел «Азбука бессмертия»
- Эсхатология Сокровищница духовной мудрости
- Господство и Царство (Эсхатологический этюд) В.Н. Лосский
- Евангельская эсхатология архим. Ианнуарий (Ивлиев)
- Православная эсхатология прот. Сергий Булгаков
- Эсхатология прп. Иустин (Попович)
- Мессианская эсхатология в междузаветный период и в Новом Завете проф. А.А. Алексеев
- Эсхатология святого Григория Нисского митр. Макарий (Оксиюк)
- Эсхатология в кумранских рукописях прот. Димитрий Юревич
- Византийское богословие. Эсхатология прот. Иоанн Мейендорф
- Смысл эсхатологической веры Семён Франк
- О Боге Завершителе судеб мира протопресв. Михаил Помазанский
- Эсхатология проф. С.С. Аверинцев
- Эсхатофобия
- О последней судьбе человека и мира свт. Иннокентий Херсонский
- Православная эсхатология прот. Олег Стеняев
Комментировать