- О чём сообщает книга «Апокалипсис»?
- Почему книга Апокалипсис занимает в Новом Завете последнее место?
- Почему книга Апокалипсис называется также Откровением Иоанна Богослова?
- Кому предназначалось (предназначается) Откровение?
- Когда была записана книга Апокалипсис?
- Где была записана книга Апокалипсис?
- На каком языке была записана книга Апокалипсис?
- Что можно сказать об авторе книги Апокалипсис?
- Какова структура содержания книги Апокалипсис?
- Означает ли хронологическая последовательность видений, записанных ап. Иоанном, хронологическую последовательность являемых ими событий?
- В каком жанре написана книга Апокалипсис?
- Канонична ли книга Апокалипсис?
- Встречается ли в других библейских книгах число «666», упоминаемое в книге Апокалипсис?
- Совершается ли чтение книги Апокалипсис на богослужениях?
- Что именуют малыми Апокалипсисами?
- Цитаты об апокалипсисе
Апока́липсис (греч. ἀποκάλυψις – откровение, открытие):
1) название Книги, составленной евангелистом Иоанном Богословом, свидетельствующей, в значительной мере – в символической форме, о последних судьбах нашего мира, завершающей состав новозаветных канонических Книг;
2) условное обозначение событий последних времён, описанных в этой Книге.
О чём сообщает книга «Апокалипсис»?
В книге Апокалипсис описываются события, предшествующие Второму Пришествию Господа нашего Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями (поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как термин, обозначающий катастрофу планетарного масштаба). Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
Почему книга Апокалипсис занимает в Новом Завете последнее место?
Последнее место книги Апокалипсис в новозаветном корпусе в значительной мере обусловлено жанровым своеобразием и эсхатологической тематикой книги.
Почему книга Апокалипсис называется также Откровением Иоанна Богослова?
В рукописной традиции встречается множество вариантов её наименования. В самых ранних рукописях содержится краткое заглавие – Откровение Иоанна. Слово «Откровение» – эквивалент греческого слова ἀποκάλυψις. Это слово входит в первый стих книги св. Иоанна Богослова: «Откровение (ἀποκάλυψις) Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1). Поскольку содержание Откровения и обстоятельства его восприятия были описаны ев. Иоанном Богословом, постольку данная Книга и называется Откровением Иоанна Богослова.
Кому предназначалось (предназначается) Откровение?
По большому счёту, Книга «Апокалипсис» адресована всей Церкви, хотя ближайшими адресатами принято считать 7 малоазийских Церквей, отмеченных в первых главах этой Книги.
Когда была записана книга Апокалипсис?
Традиционно считается, что книга написана в конце I – не позднее начала II в. Его знал уже сщмч. Папий Иерапольский (умер, по некоторым оценкам, в 130–140 гг.). Самое раннее относящееся к датировке книги Апокалипсис прямое свидетельство содержится у сщмч. Иринея Лионского (130–202), который говорит о получении апостолом Иоанном откровения в конце правления императора Домициана (81–96).
Где была записана книга Апокалипсис?
Апостол Иоанн Богослов записывал Апокалипсис на острове Патмос, куда, согласно преданию, он был сослан в заточение, в правление императора Домициана (и откуда был освобожден при императоре Нерве).
На каком языке была записана книга Апокалипсис?
Язык оригинала – греческий. Гипотезы о существовании арамейского или древнееврейского оригинала книги Апокалипсис признания не получили.
Что можно сказать об авторе книги Апокалипсис?
Книга Апокалипсис является богодухновенной. Следовательно, она написана в соработничестве Бога и человека. Исходя из свидетельства, зафиксированного в самой книге, понимаем, что она отражает: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр.1:1).
Какова структура содержания книги Апокалипсис?
Существуют разные варианты схематизации структуры Апокалипсиса. Один из наиболее распространенных таков:
1) вступление: Откр.1:1-8;
2) видение подобного Сыну Человеческому и послания семи Церквам: Откр.1:9 – 3:22 («я был в духе в день воскресный» в Откр.1:10);
3) видения, построенные по седмеричному принципу (7 печатей, труб и чаш): Откр.4:1 – 16:21 («и тотчас я был в духе» в Откр.4:2). Раздел имеет своё деление: Вступление. Небесная литургия с передачей запечатанной книги Агнцу: Откр.4:1 – 5:14; Семь печатей: Откр.6:1 – 8:1; Семь труб: Откр.8:2 – 11:19; Война сил зла с народом Божиим: Откр.12:1 – 14:20; Семь чаш: Откр.15:1 – 16:21.
4) Вавилон – великая блудница: Откр.17:1 – 19:10 («и повел меня в духе в пустыню» в Откр.17:3; «сии суть истинные слова Божии… Богу поклонись» в Откр.19:9-10);
5) переход от описаний видения Вавилона к описанию видения Нового Иерусалима: Откр.19:11 – 21:8;
6) Новый Иерусалим – Невеста Агнца: Откр.21:9 – 22:9 («и вознес меня в духе на великую и высокую гору» в Откр.21:10; «сии слова верны и истинны… Богу поклонись» в Откр.22:6-9);
7) заключение: Откр.22:10-21.
Означает ли хронологическая последовательность видений, записанных ап. Иоанном, хронологическую последовательность являемых ими событий?
В самом тексте книги однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтому неудивительно, что в толкованиях книги Апокалипсис в разное время были предложены разные подходы к решению этой проблемы.
В каком жанре написана книга Апокалипсис?
В жанровом отношении книга Апокалипсис представляет собой сложную по форме композицию. В частности, она сочетает в себе элементы, пророческого, эпистолярного и драматического жанров. Еще одной жанровой особенностью книги можно считать наличие литургических мотивов (например, в Книге представлены картины поклонения Богу и Агнцу).
Канонична ли книга Апокалипсис?
Вопрос о каноничности Книги Апокалипсис долгое время оставался открытым. Например, святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Богослов не упоминают её в перечнях священных книг. Отсутствует Апокалипсис и в перечне канонических Книг Библии (см. Канон библейский), представленном в 60 правиле Лаодикийского Поместного Собора (ок. 363 г.). Однако святитель Афанасий Александрийский в 39-м Пасхальном послании (367 год) обозначает Откровение в числе канонических Книг. В качестве канонической Книги безусловно принимают Откровение Дидим Слепец и свт. Кирилл Александрийский. Прочное место в каноне Книг Нового Завета уделяется Откровению в 33-м прав. Карфагенского Собора 419 г., закрепившего решения более ранних Африканских Соборов.
Встречается ли в других библейских книгах число «666», упоминаемое в книге Апокалипсис?
Таинственное число «Шестьсот шестьдесят шесть» трижды встречается в Ветхом Завете: «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1Ездр.2:13); «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар.10:14); «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2Пар.9:13).
Совершается ли чтение книги Апокалипсис на богослужениях?
Согласно Иерусалимскому Уставу, в качестве Великого чтения в течение года прочитывается весь текст Нового Завета без Евангелий, т. е. Деяния св. апостолов, Послания и Апокалипсис. Апокалипсис читается после Посланий – вероятно, предполагается, что он будет прочитан в период Великого поста. Кроме того, Апокалипсис специально указан как Великое чтение в день памяти ап. Иоанна Богослова 8 мая (Типикон). Таким образом, Великое чтение – это единственный в богослужении момент, где может быть прочитан Апокалипсис (См.: Типикон, глава 2, глава 48, глава 50).
Что именуют малыми Апокалипсисами?
Наряду с Новозаветной Книгой Откровения Иоанна Богослова, замыкающей Священный Канон и именуемой Апокалипсисом в строгом значении, существуют и так называемые малые Апокалипсисы – особые фрагменты Писания, повествующие о событиях последних времен.
Из числа Книг Ветхого завета к таким фрагментам, в частности, относят:
- Стихи глав 24-27 Книги пророка Исаии. Часть из этих стихов представляют собой яркое образное описание грядущих войн и катастроф, например: «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена» (Ис.24:19). Другие сообщают о преображении мира, о поглощении смерти: «Поглощена будет смерть навеки…» (Ис.25:8).
- Главы 38‑я и 39‑я Книги пророка Иезекииля. Эти главы содержат грозное предсказание о грандиозном нашествии армии Гога на Палестину и её поражении. Так Господь явит Своё всемогущество, накажет нечестивцев, вразумит богоотступников: «и узнают, что Я Господь!» (Иез.38:23).
- 7‑я глава Книги пророка Даниила. Здесь рассказывается о последних временах существования мира, в частности Римского царства, о воцарении антихриста, о брани его со святыми, о Втором Славном Пришествии Сына Божьего и Страшном Суде.
- Несколько фрагментов 3‑й Книги Ездры. Одним из наиболее напряженных является фрагмент, повествующий о масштабном сражении с участием «порождений» аравийских драконов, «исполненных свирепости» облаков. Результатом баталии станет гибель огромного количества людей: «и будет кровь от меча до чрева» (3Ездр.15:28-36).
Цитаты об апокалипсисе
«Вообще Апокалипсис – это радостная книга. Для первых христиан она была книгой надежды. И лишь в сегодняшних пересудах она почему-то стала синонимом ужасов. Оканчивается Откровение светлым призывом: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр.22:20)».
диак. Андрей
«Попытки усмотреть в книге Апокалипсис пророчества о человеческой истории нельзя назвать полностью несостоятельными, только надо подходить к истолкованию пророчеств очень осторожно, учитывая, что всякая библейская притча может иметь много смысловых уровней. Вполне допустимо, что какие-то пророчества Апокалипсиса относятся к конкретным историческим событиям, причем одно пророчество может относиться сразу к нескольким событиям. Но очень опасно пытаться толковать пророчества Апокалипсиса буквально и однозначно, потому что в этой книге за вполне конкретными вещами скрывается сложная символика».
митрополит Иларион (Алфеев)
Комментировать