Вели́кое чте́ние.
На всенощном бдении между великой вечерней и утреней по Уставу положено «великое чтение», которое на практике, однако, повсеместно опускается. О «великом чтении» Типикон во 2-й главе говорит следующим образом: «Ведомо же буди: яко от недели святыя Пасхи, даже до недели Всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова». Таким образом, в составе «великого чтения» прочитываются все книги Нового Завета, кроме Евангелия.
Смысл наименования, дидактическое значение «великого чтения», практика сидения
«Великим» чтение апостольских книг называется с целью подчеркнуть его более высокий статус в сравнении с другими поучительными чтениями. За всенощным бдением положено 7 чтений: книги Апостола между вечерней и утреней («великое чтение»), святоотеческие поучения (после 1-й кафизмы, после 2-й кафизмы, после полиелея и по 3-й песни канона), житие святого по 6-й песни канона (Пролог, в недели Триоди – с добавлением синаксаря), «Оглашение» преп. Феодора Студита. Из этих семи чтений только первое берется из Священного Писания; учитывая превосходство священных книг Нового Завета над остальными творениями отцов Церкви, первое чтение названо «великим». Важно, что это наименование обозначает только статус чтения, а не его продолжительность (читаемые фрагменты святоотеческих творений нередко бывают продолжительнее «великого чтения»).
Дидактический смысл «великого чтения» в том, что другие, кроме Евангелия, книги Нового Завета, как правило, люди знают хуже, так что регулярное чтение отрывков Апостола за богослужением призвано компенсировать этот пробел. В древности книги были дорогими, так что не каждый мог позволить себе личную Библию и слушание за богослужением было единственной возможностью обновить в памяти текст Священного Писания. Особенно это было важно в отношении Апокалипсиса, который, кроме великого чтения, за богослужением Церкви более нигде не читается (даже если служить по полному Уставу). К тому же, в отличие от Евангелия, которому нужно внимать стоя, другие книги Нового Завета можно выслушивать сидя; более того, даже допустимо вкушение пищи в это время. Это позволяет прочитать значительный фрагмент апостольской книги (или несколько книг, если иметь в виду малые по объему послания), не требуя от молящихся избыточного напряжения сил.
Краткая история
М.Н. Скабалланович считает, что впервые практика сплошного чтения больших фрагментов книг Нового Завета или нескольких книг подряд возникла уже в первых общежительных монастырях Сирии и Палестины. Однако в реальности древнейшим источником, в котором указано «великое чтение», является Евергетидский Типикон, отражающий практику XI века. Здесь всенощное бдение состояло из службы «паннихис» (примером такого богослужения является наша пасхальная полунощница) и утрени, между которыми и вставлялось «великое чтение». В целом практика Евергетидского Типикона совпадала с нашей, разве что там порядок блоков Нового Завета был немного иной: если в Иерусалимском Уставе Деяния – соборные послания – послания апостола Павла – Апокалипсис, то в Евергетидском Типиконе Деяния – послания апостола Павла – соборные послания – Апокалипсис. После середины XVII века появляется практика в отдельных случаях заменять фрагменты Апостола святоотеческими толкованиями Священного Писания.
Устав великого чтения
должен быть следующим: сразу после возгласа «Благословение Господне на вас…» чтец говорит надписание апостольской книги (как на литургии: «Деяний святых апостол чтение», «Соборнаго послания имярек чтение», «Откровения святаго апостола Иоанна Богослова чтение»), предстоятель возглашает «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь» и читает сам текст. Завершает чтец с началом трезвона, который возвещает о начале утрени. Важно, что фиксированного разбиения на читаемые фрагменты Устав не предполагает; настоятель сам решает, сколь продолжительным должен быть прочитанный отрывок. Таким образом, «великое чтение» давало возможность регулировать продолжительность всенощного бдения в зависимости от времени года (зимой – длиннее, летом – короче). Во время чтения все сидят и вкушают благословенные хлеб и вино.
Стиль чтения. В отличие от чтения Апостола за литургией, во время «великого чтения» следует читать апостольский текст не нараспев, а как обычное поучение. Чтец должен стоять лицом к слушающим, читать с интонацией. У нас нет сейчас практики «великого чтения», однако думается, если бы она была, возможно допустить чтение в русском переводе, а не на церковнославянском языке.
«Великое чтение» в годичном круге. Использование других книг, кроме Писания
Чтение апостольских книг в составе «великого чтения» предусмотрено Уставом только по воскресным дням; при этом в недели от Пасхи до Пятидесятницы следует читать только книгу Деяний (если она будет закончена ранее из-за ненормированного характера отрывков, то можно начать ее по второму кругу), в период от Недели всех святых до Недели мясопустной следующего календарного года читаются сначала 7 соборных посланий, потом 14 посланий апостола Павла. Неделя сыропустная является как бы пограничным днем и в нее предписано читать поучение святителя Иоанн Златоуста, а в 5 воскресных дней Великого поста (кроме Недели Ваий) должен быть прочитан Апокалипсис (также Апокалипсис следует читать 21 (8 по старому стилю) мая на весенний праздник апостола Иоанна Богослова).
В случае всенощного бдения в седмичные дни положены праздничные чтения, на Господские праздники – святоотеческие толкования (например, в Рождество Христово – толкование евангельского чтения, в Неделю Ваий – «слово торжественное праздника»). В случае совпадения бденного или великого праздника (но не Господского праздника, в случае которого воскресная служба отменяется) с воскресным днем Устав чаще отдает предпочтение апостольскому чтению (то есть воскресному), хотя иногда разрешает предстоятелю выбор между воскресным и праздничным.
О чтении Деяний на Пасху
Если чтение жития преподобной Марии Египетской в четверг 5-й седмицы является единственным видимым проявлением предписания Устава о регулярном чтении поучений на утрене, то чтение книги Деяний перед пасхальным богослужением вечером в Великую Субботу – единственный «след» «великого чтения» в приходской практике. Действительно, предписание Устава о чтении книги Деяний на Пасху нужно воспринимать как начало годового круга «великого чтения». Учитывая, что великие чтения не были нормированными и не предполагали прочтение книги целиком за раз, можно полагать, что и чтение книги Деяний на Пасху необязательно должно предполагать ее полное прочтение (о чем, кстати, мало кто знает). В большинстве храмов, однако, если книга Деяний читается, то ее стараются прочитать полностью до пасхальной полунощницы; лишь некоторые ее при чтении «обрывают», но это происходит лишь по причине необходимости начинать пасхальное богослужение.
Комментировать