Азбука веры Православная библиотека Алексей Сергеевич Кашкин Иисус неоднократно говорил о конце света, в том числе что он произойдет еще при жизни Его современников. Почему же этого не случилось?

Иисус неоднократно говорил о конце света, в том числе что он произойдет еще при жизни Его современников. Почему же этого не случилось?

Источник

Действительно, в Новом Завете можно найти немало высказываний, в которых, как кажется на первый взгляд, говорится о том, что Христос должен придти во славе (то, что принято называть Вторым пришествием) уже во время земной жизни апостолов (или некоторых из них). Вот основные цитаты, выражающие указанную идею:

Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий (Мф. 10:23).

Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16:28 || Мк. 9:1; Лк. 9:27).

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет (Мф. 24:34; Мк. 13:30; Лк. 21:32).

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1 Фесс. 4:15–17).

Се, гряду скоро (Откр. 3:11; 22, 7, 12:20).

Сразу следует заметить, что все указанные фрагменты можно истолковать в ином смысле, необязательно видеть в них идею пришествия Христа при земной жизни апостолов. Рассмотрим их по порядку.

Мф. 10:23 можно объяснить применительно к ближайшим событиям земной жизни Христа: Он отправил их на проповедь по иудейским городам, в это время Сам хотел уединиться. Однако Христос им как бы говорит: не падайте духом, скоро мы с вами воссоединимся. Такое понимание поддерживает святитель Иоанн Златоуст: «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его»1. Несколько другое мнение предлагает преподобный Ефрем Сирин: по его мнению, здесь речь идет о проповеди апостолов после воскресения Христа: «после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила»2. Наконец, есть и эсхатологическая3 интерпретация, но она предполагает применение этих слов к христианам последующих поколений, суть же тогда такова: Христос придет раньше, чем Его последователи просветят всех иудеев светом Евангелия. Учитывая, что Евангелие от Матфея написано, прежде всего, для иудеев, вполне логично здесь видеть идею, что просвещением «городов Израильских» последователи Христа будут заниматься до конца времен; это – историческая миссия Церкви4. Эта мысль (как один из вариантов толкования) есть в комментарии профессора А. И. Осипова: «Евреи занимают лидирующее положение во многих странах мира и, сохраняя связь между собой, образуют тем самым как бы всемирный Израиль; в таком случае эти слова Христа могут быть поняты как указание на всемирность апостольской проповеди, которая не успеет дойти до всех уголков земли (городов Израилевых), как приидет Сын Человеческий»5.

Мф.. 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27. Эта цитата – самая характерная; во многом убеждение, будто Христос обещал апостолам вернуться во славе при их жизни или будто апостолы ждали пришествия Христа в ближайшее время, основано на этом высказывании. Ключевыми для толкования фрагмента являются следующие детали: во-первых, кто такие некоторые из стоящих здесь, во-вторых, что значит увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем Мк. 9:1увидят Царствие Божие, пришедшее в силе, в Лк. 9:27увидят Царствие Божие)? Имеет смысл кратко рассмотреть историю интерпретации этого отрывка.

Древние толкователи (свт. Иоанн Златоуст, Василий, еп. Селевкийский (V в.), прп. Иоанн Дамаскин, большинство отцов Западной церкви) видели исполнение этих слов в событии Преображения на основании контекста (так как это пророчество у всех синоптиков предшествует рассказу о Преображении Господнем); при таком понимании «некоторые» – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Преображения. Однако данное толкование имеет очевидные трудности: во-первых, очень короткий промежуток времени между пророчеством и событием Преображения – всего 6 дней (за это время вряд ли кто-то из слушателей мог «вкусить смерть», а ведь фраза «некоторые из стоящих» предполагает, что только часть доживет до предполагаемого события)6. Во-вторых, в Мк. 9:1 причастие «пришедшее» стоит в форме перфекта ἐληλυθυῖαν: эта особенность текста «предполагает не преходящее явление, а утверждение Царства. К Преображению она относиться не может»7.

Святитель Григорий I Великий, папа Римский, предложил понимать Царствие Божие в силе как Церковь, распространившуюся и утвердившуюся на территории Римской империи к концу I века. Действительно, Церковь может быть названа Царством Бога на земле; верно и то, что некоторые из слушателей Христа (как минимум, апостол Иоанн Богослов) дожили до конца I века и были очевидцами, как Церковь созидается «в силе» по всей территории «ойкумены». Это мнение доминировало в средние века, затем имело сторонников среди католических и некоторых протестантских ученых.

Мартин Лютер и Жан Кальвин, позже Карл Барт видели исполнение данного пророчества в воскресении Христа; идея, что Царствие Божие открывается «в силе» после воскресения Христа, часто встречается в Новом Завете (ср. Рим. 1:4; 2Кор. 13:4; Флп. 3:10). Понятно, что до этого момента могли дожить не все слушатели слов Спасителя (как минимум Иуда, еще, возможно, кто-то из народа)8.

Иоганн Якоб Веттштейн (XVIII в.) и Карл Фридрих Кейль (XIX в.) защищали точку зрения, что здесь речь идет о разрушении Иерусалима в 70 г.; хотя реальные параллели между разрушением Иерусалима и последним судом в Евангелии присутствуют, все же главная проблема для принятия этого толкования заключается в следующем: пришествие Царствия Божия предполагает спасение и радость, а не катастрофу и суд.

В XX веке определенную популярность получило объяснение, сформулированное в духе концепции «реализованной эсхатологии»9; автором этой идеи считается Чарльз Додд. В качестве примера рассмотрим изложение этого толкования в комментарии епископа Кассиана (Безобразова). Он исходит из того, что смысл слов Христа, как это характерно для большинства Его притч, должен идти вразрез с общепринятыми представлениями. Ожидание эсхатологического суда было присуще иудейской традиции, так что такая концепция не несла бы никакой новизны. «Остается другое. Господь вообще не имел в виду эсхатологических сроков, и различие между немногими и большинством не обусловливал тем временем, которое должно было протечь до исполнения обетования. Скорее всего, Он хотел сказать, что – еще прежде эсхатологического свершения – явления Царства, грядущего в силе, в каком-то особом смысле, сподобятся немногие избранники, очевидно, ученики в противоположность народу. Это – предвосхищение Царства. <…> Последование за Христом награждается участием в славе Царства (8:38). Но эсхатологическому свершению противополагается предвосхищение в настоящем (9:1). Это предвосхищение – удел учеников. Выражение: «Царствие Божие, пришедшее в силе», не противоречит этому пониманию. Апостольские послания свидетельствуют о явлении силы (δύναμις, ср. Кол. 1:11 и др.) в древних христианских общинах»10. В аналогичном духе рассуждает и наш современник, недавно почивший архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Если внимательно вслушаться в эсхатологические речи Иисуса Христа, то ясно, что их основная тема – Евангелие о наступившем Царстве Божьем: оно являет себя здесь и теперь. Но приближается катастрофа как знак окончательного наступления конца и Второго пришествия. Следует воспользоваться временем и бодрствовать, ибо речь идет о смерти и жизни. <…> Не забудем, что Матфей обращается к своей церкви. Именно тем, кто читает и слушает его Евангелие, говорится прямо: здесь, среди нас, в нашей церкви – свидетели истинности слов Иисуса. Мы видели и свидетельствуем, что Царство Божье уже пришло вместе с Личностью Иисуса Христа, Который присутствует среди нас»11

Таким образом, мы рассмотрели основные варианты небуквалистического толкования фразы некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Важно отметить, что до XVIII века не было прецедента, чтобы эти слова Христа толковались в том смысле, что слушатели Христа будут очевидцами Второго пришествия. «Пионерами» в этом аспекте стали представители направления, которое иногда называют «отрицательной библейской критикой»: Герман Реймариус (XVIII в.), Давид Штраус и Эрнест Ренан (XIX в.). Эта концепция, зародившаяся в недрах библейской критики, широко распространилась. Принятие и логическое развитие такого понимания приводит к одному из двух выводов: или Христос не говорил указанных слов, их добавили впоследствии евангелисты (которые выражали убеждение апостольской Церкви), или же Христос допустил ошибку (при таком понимании «ошибка» рассматривается как отражение человеческой природы Христа12). Понятно, что ни первый, ни тем более второй вариант неприемлем для православной библейской традиции.

Мф. 24:34; Мк. 13:30; Лк. 21:32. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет. Есть соблазн связать эти слова Христа с только что проанализированной фразой о том, что некоторые Его слушатели станут свидетелями Царства Божия. Однако здесь совсем другой контекст и потому другой смысл. Рассматриваемое изречение во всех синоптических Евангелиях используется в эсхатологической речи, которая также называется «малый апокалипсис» и в которой соединены темы разрушения Иерусалима в 70 году и Второго пришествия. Ключевые детали высказывания: род сей и всё сие – относятся к теме разрушения Иерусалима. Следует обратить внимание на аналогичную фразу в Мф. 23:36: Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей – она точно относится к возмездию, которое ожидает иудеев за казнь Христа и преследования апостолов. Таким образом, в рассматриваемом высказывании Христос говорит о гибели, которая уготована Его современникам: это поколение ответит за пролитую ими кровь13.

1 Фесс. 4:15–17. Здесь апостол Павел хотя и говорит мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, однако акцент в данном выражении стоит на его второй части оставшиеся до пришествия Господня, а не на местоимении «мы». Впрочем, К. Н. Фаминский, составитель комментария к 1 Фесс. в «Толковой Библии», допускает, что апостол Павел верил в то, что будет живым свидетелем Второго Пришествия Христова: «Мы все же склонны к тому мнению, что Ап<остол> мог надеяться быть прижизненным участником парусии14. Он не сказал бы: «мы живущие», если бы речь шла о совершенно отдаленном событии. Нужно помнить, что живость ожидания парусии Ап<остол> Павел сохранил до конца своей жизни»15. Однако его мнению можно противопоставить решительное утверждение свят. Феофана Затворника: «Слова сии подают повод думать, будто Апостол был убежден, что он и все верующие, в его время, доживут до второго пришествия Господня, что оно совершится при их жизни на земле. Но такого убеждения в нем предполагать нельзя, ибо это значило бы определять время пришествия Господня, а он сам говорит, что времени сего определять не следует. Таким образом, он был бы в противоречии самому себе. Почему некоторые слово: оставшии разумеют так, как бы стояло: оставшись, в случае если останемся, если доживем до второго пришествия Господня. Строй греческой речи не мешает такому переводу. И святые отцы, видя, что пришествие Господне не совершилось в пределах жизни Апостола, полагают, что, говоря так, «он не о своем лице говорил, а о людях, имевших дожить до того времени» (Феодорит). «Употребив выражение: мы, он имел в виду не себя, но разумел верных» (Златоуст). «Поскольку говорил о живых (которые живы будут в пришествие Господне) и сам еще был жив, то и употребил общеобычное слово: мы живущии» (Дамаскин). Другие не допускают условия и видят у Апостола положение решительное, безусловное. И на это можно согласиться. Господь сказал: бдите, яко не весте дне ни часа в оньже Сын Человеческий приидет (Лк. 12:40). Потому что час неизвестен, никто не мог его определить; но потому же самому всякий должен ожидать его, быть наготове, так себя иметь, как бы сию минуту имел застигнуть его последний день, и думать о себе и говорить, как о застигаемом сим днем, как о присущем уже пришествию Господа. В этом смысле и Апостол говорит о себе и о всех верующих, как о застигаемых пришествием Господним. Как тогда Апостол с тогдашними верующими, так и во всякое время все верующие должны себя иметь в сердце своем таковыми же. Вот-вот придет Господь, – и с нами, оставшимися в пришествие Господне, будет то и то»16.

Наконец, фраза Се, гряду скоро, часто повторяемая в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова, не содержащая ни сроков, ни актуализации для современников, может рассматриваться как простое указание на близость Второго Пришествия в широком смысле слова: христиане не должны расслабляться (подобно неразумным девам из причти), но должны всегда быть готовы к встрече с Господом, чтобы принести Ему достойные плоды (иначе можно разделить участь бесплодной смоковницы). Второе Пришествие может случиться молниеносно и в любой момент, в чем нас убеждают известные евангельские изречения: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27) и О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф.. 24:36).

Таким образом, из рассмотренных фраз Нового Завета идею, будто Христос пророчествует о Своем Втором пришествии, которое должно случиться еще при жизни некоторых современников, можно обнаружить только в одном высказывании, которое в разных вариантах встречается во всех синоптических Евангелиях: Мф. 16:28 || Мк. 9:1; Лк. 9:27. При этом буквалистическое понимание указанного изречения появилось лишь в XVIII, а распространилось в XIX веке. Однако и для этой фразы можно предложить большое количество альтернативных объяснений, которые не предполагают противоречия между смыслом пророчества и историей Церкви. Более того, большинство альтернативных объяснений более древние и имеют немало авторитетных сторонников.

В заключение вспомним важный методологический принцип толкования Библии: при формулировке определенных богословских доктрин, выводимых из текста Священного Писания, необходимо учитывать широкий канонический контекст. Проще говоря, не следует строить концепцию с далеко идущими выводами на одном-двух высказываниях, взятых из разных частей Евангелия, но нужно для полноты рассматривать и другие высказывания по данному вопросу с иным содержанием. Применительно к нашей теме это принцип работает так. Да, безусловно в Новом Завете есть высказывания, в которых отражена мысль о близости Второго пришествия, причем иногда эта близость выражена столь рельефно, что кажется, будто «конец всего» должен был случиться еще во времена апостолов. Однако эти фразы уравновешиваются достаточно внушительным количеством изречений противоположного характера, в которых ясно сказано об отсрочке или полной неопределенности в вопросе о времени конца света. Вот основные цитаты с таким содержанием:

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. (Мк. 13:33).

Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. (Мф. 24:44).

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф.. 24:36).

Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите (Лк. 17:22)

Причта о десяти девах (Мф. 25:1–12) – Жених приходит позже ожидаемого срока, после чего сказано: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13).

Это наблюдение позволяет нам еще раз отметить основополагающий аспект, о котором уже несколько раз было сказано в содержании статьи: неопределённость времени исполнения – принципиальная идея эсхатологических пророчеств Нового Завета. В этом плане учение Евангелия полностью соответствует ветхозаветным пророческим книгам. Пророки, говоря о «дне Господнем», с одной стороны имели в виду неопределённое будущее, но также подчеркивали мотив его близости. «Они обладали способностью обозревать настоящее и будущее в неразрывной совокупности и неразрешимом противостоянии. “Противостояние между близостью и отсрочкой в ожидании последних времен свойственно всей библейской эсхатологии”. <…> Общая идея синоптических евангелий ясна. Читатели не знают, когда наступит конец; они не могут сказать, произойдет ли это завтра, на следующей неделе или в следующем году; не могут они сказать и долго ли его ждать. Основная мысль такова: “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа”»17.

* * *

1

Иоанн Златоуст, свт. Беседа 34 на Матфея евангелиста, 1 // Он же. Полное собрание творений. В 12-ти тт. Т. VII, кн. 1. М., 2008. С. 375

2

Ефрем Сирин, преп. Толкования на Четвероевангелие. // URL: https://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanija-na-chetveroevangelie/8

3

«Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсхатос) – конечный, последний, и λόγος (логос): слово, речение) – православное учение о конечных судьбах мира и человека». URL: https://azbyka.org/esxatologiya Таково типичное определение понятия «эсхатология», распространенное в богословской литературе и публицистике. Однако его хочется восполнить более подробным и точным с позиций библейского богословия определением данной концепции, которое представлено в статье Ф. Девиса (Philip R. Davies) «Эсхатология в книге Даниила». Эсхатология – вера человека или группы людей в то, что история движется в определенном направлении, заданном Богом, и Бог действует в истории, чтобы обеспечить это движение. Эсхатологические верования могут быть как связаны с пророчествами, так и существовать отдельно от них. Ключевым понятием здесь является «эсхатон» – момент, когда Бог решительно вмешивается в ход истории для осуществления Своих целей. Если эсхатон наступил, такое учение называется «реализованной эсхатологией»; чаще же эсхатон предполагается в будущем, ближайшем или отдалённом. В последнем случае это будущее рассматривается как ситуация, контрастная настоящему. Davies Ph. R. Eschatology in the book of Daniel. // Journal for the Study of the Old Testament. Vol. 5, Iss. 17, 1980. P. 38–39

4

Blomberg C. Matthew. // The New American Commentary. Vol. 22. Nashville: Broadman & Holman Publishers. 2001. P. 176; Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета. Пер. с англ. СПб: «Библия для всех», 2003. С. 223.

5

Осипов А. И. Жизнь с Еванглием. Комментарии к Евангелию от Матфея. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: «Никея», 2019. С. 121

6

Beasley-Murray G. R. Jesus and the Kingdom of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1986. P. 187

7

Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Марка. Paris, 2003. С. 88

8

Brooks J. Mark. // New American commentary, vol. 23. Nashville: Broadman, 1991. P.

9

«Осуществле́нная эсхатоло́гия (англ. Realized Eschatology) – одна из современных экзегетических теорий, относящаяся к истолкованию новозаветной эсхатологии. Впервые была сформулирована Доддом в его книге «Притчи о Царстве» (1935), хотя его идеи частично предвосхищали другие экзегеты (например, Трубецкой и Оулдем). Согласно концепции Додда, приход Царства Божьего в мир в учении Христа связывался не только с будущим, но осуществился уже в самом служении Христа, в Его проповеди, смерти и Воскресении». Мень А., прот. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. 2: К–П. С. 319.

10

Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Марка. Paris, 2003. С. 89

11

Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Матфея. Богословско-экзегетический комментарий. Т. 2: Мф 13:1 – 28:20. М.: Издательство ББИ, 2021. С. 105, 106.

12

Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета. Пер. с англ. СПб: «Библия для всех», 2003. С. 232

13

Beasley-Murray G. R. Jesus and the Kingdom of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1986. P. 191

14

«Паруси́я (от греч. παρουσία (парусиа) – присутствие, приход, прибытие) – термин, обозначающий обещанное через Божественное откровение явление Господа Иисуса Христа во Славе при Втором пришествии. Слово парусия переводится и как пришествие, и как присутствие. Такая двойственность указывает на то, что Парусия понималась не только эсхатологически, но и мистически, как пребывание Бога в мире». URL: https://azbyka.org/parusiya

15

Фаминский К. Н.. 1-е послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. // Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Т. XIII: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. СПб, 1913. С. 350

16

Феофан Затворник, свт. Толкования посланий Апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М.: Правило веры; Звенигород (Моск. обл.): Саввино-Сторожев. ставропиг. мужской монастырь, 2005. С. 213–214

17

Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета. Пер. с англ. СПб: «Библия для всех», 2003. С. 233


Источник: Кашкин А.С. Иисус неоднократно говорил о конце света, в том числе что он произойдет еще при жизни Его современников. Почему же этого не случилось? [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle