Откровение Божественное

Литература по теме

Открове́ние Боже́ственное

1) Божественное действие, проявление Бога в мире; самораскрытие Бога, в рамках которого Он даёт знать о Себе Самом, о Своей воле, о Своих замыслах, действиях, об объектах мира и о мире в целом;
2) содержание знаний, преподаваемых посредством этого действия

otkrovenie bozhestvennoe 1 – Откровение Божественное

otkrovenie bozhestvennoe 2 – Откровение Божественное

Самораскрытие Бога человеку соответствует естественным для человека стремлениям познать своего Создателя. Как следует из того же Божественного Откровения, Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27).

Виды Божественного откровения

Различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.

Естественным откровением Божиим называется то, которое преподается людям и воспринимается ими естественным для них образом: через исследование самих себя, окружающего мира, хода истории.

Естественное откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, как Создатель и Промыслитель, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь в Своем сверхбытии Бог безмерно превосходит все Свои создания. На основе исследования естественного откровения возможно прийти к заключению о существовании Бога, о том, что именно Он является Творцом нашего мира, о том, что Он един, благ и пр.

Например, о существовании Перводвижителя учил ещё Аристотель. «...Ясно, – констатировал он (на основе естественного откровения), – что во всяком случае есть некоторое начало и что причины вещей не бесконечны – ни в прямом последовательном ряду, ни по виду... Если нет ничего первого, то вообще нет никакой причины».

Священное Писание прямо свидетельствует о возможности постижения Бога посредством естественного откровения, и даже призывает к этому: «спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (Иов.12:7-9).

Господь Иисус Христос, преподавая Своим слушателям спасительное учение, также призывал их к наблюдению за объектами и явлениями окружающего мира: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6:28–30). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Исходя из таких наблюдений человек может вывести знания о Боге, например, о Его могуществе, премудрости, благости.

«Те люди, – утверждал Минуций Феликс, – которые думают, что весь этот благоустроенный мир не божественным разумом создан, а составился из известных частей, соединившихся между собой без всякой цели, – те не имеют, мне кажется, ни разума, ни мысли, ни даже глаз».

Другой формой Божественного откровения является Сверхъестественное. Сверхъестественное откровение преподается людям особым, сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью».

Открываясь человеку сверхъестественным образом, Бог может доносить до него те или иные истины при помощи символических образов (Иез.1:3-28), слов (Исх.36:1) или, положим, в безо́бразных видениях (в данном случае мы имеем в виду факты созерцания подвижниками нетварного Божестввенного Света). В процессе Сверхъестественного откровения Бога человеку между ними происходит непосредственное общение.

Сверхъестественное откровение воспринимается тем, кто его принимает, при особом воздействии на него Божественной благодати. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Наиболее полно спасительное учение, в рамках Сверхъестественного Божественного откровения, было преподано людям через Господа Иисуса Христа. Об этом Он Сам сообщил апостолам, в частности, в следующих словах: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15)

Церковь является и хранительницей и истолковательницей преподанного людям спасительного богооткровенного учения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян.20:27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

В Сверхъестественном откровении Божественные истины преподаются человеку более точно, чем в естественном откровении, ведь при этом Бог Сам, непосредственно, открывает их человеку.

Человек познаёт Бога в той мере, в какой Бог Сам открывается ему, и в какой человек способен это откровение принять.

Признаки истинности сверхъестественного откровения

Сообщает человеку непосредственное ведение Бога. В момент восприятия сверхъестественного откровения Божия человек не только воспринимает открываемые ему истины, но и получает опыт личностного богообщения.

Таинственность и возвышенность открываемых людям истин: Сверхъестественное откровение Божие, в отличие от естественного, как правило, преподается людям в особых промыслительных целях, по особым случаям. Даже Божьи пророки, передававшие содержание откровения прочим людям, не разумели открываемые им высшие тайны во всей полноте (Ис.40:13-14)

Удовлетворяет естественным религиозным, духовно-нравственным стремлениям и потребностям человека.

Подтверждается чудесами. Так, Сам Спаситель, подтверждая Своё мессианское достоинство, ссылался на совершенные Им дела: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).

Подтверждается сбыточностью пророчеств. Например, многие пророчества о Христе, которые были произносимы в разное время, разными (в различных отношениях) людьми (отличавшимися друг от друга социальным положением, уровнем образования, возрастом и т. п.), сбылись с детальной точностью; многие, которым пока ещё не суждено было сбыться, сбудутся в будущем.

Цитаты о Божественном Откровении

«Чтобы познать Бога, нужно откровение свыше. Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем. Слеп и темен наш разум, нуждается в просвещении от Самого Того, Который из тьмы производит свет».
свт. Тихон Задонский

«Бог не оставил нас в совершенном неведении, ибо знание того, что Бог существует, Им естественным образом всеяно во всех».
прп. Иоанн Дамаскин

«Для христиан жизненно важно знать, что мы не одни во вселенной, что Бог не равнодушен к нам. Нам важно знать, что в глазах Бога, Творца всей вселенной мы не заброшены, что мы не какие-нибудь ублюдки, копошащиеся на окраине вселенной. Смысл нашей жизни придает то, что Бог не послал нам какого-то вестника, а пришел к нам Сам. Оказывается, в глазах Бога мы что-то значим».
диакон Андрей

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka