Источник

Печаль

Печаль о ГРЕХАХ способствует СПАСЕНИЮ.

Христианин должен скорбеть, что своей жизнью не оправдывает имя чада Божия.

Христианин должен печалиться, что ближние согрешают и удаляются от Бога.

Печаль христианская иная, чем мирская.

Печаль неразумная, когда скорбят о тленных благах и чести.

Печаль мирская бесполезна.

Печаль о НЕМОЩИ еще более умножает немощь.

В печали утешение искать в Боге (8, с.674–676).

О чем печалится христианин-боголюбец

Боголюбец постоянно стремится исполнить то, что предписывается волей Божией, а это в свою очередь удерживает его от греховных поползновений. И если такому человеку и случится по немощи нарушить в чем-либо волю Божию, то он «о сем весьма печалится, сокрушается, воздыхает и часто слезы проливает» (7, с.230).

Влияние печали на человека

Овладев человеком, печаль и уныние способны полностью расстроить силы его души, отвлечь его от богоугодных занятий и вообще уничтожить все духовные плоды и тем самым привести свою жертву к смерти душевной (7, с.334).

Действие печали на душу

Нередко печаль может появиться в человеке неожиданно по внушению врага нашего спасения – диавола. Если диавол заметит в душе ревностного христианина хотя бы малую склонность к печали, то тут же воспользуется этим и постарается привести его душу в духовное потрясение, возбудив в ней жестокое уныние, которое полностью овладевает сердцем и делает его совершенно неспособным к духовным упражнениям, и особенно к молитве (4.40) (7, с.334–335).

Печаль овладевает сердцем от нетерпения в скорбях

Когда человек проявляет нетерпение в скорбях и искушениях, печаль овладевает его сердцем, расслабляет душу и подавляет все Божественное. Оказавшись в таком бедственном состоянии, христианин бывает уже неспособен ни к молитве, ни к чтению священных книг, этому духовному врачеству, и вообще ни к каким богоугодным делам (7, с.281).

Без благодатной помощи Божией печаль может делать душу обезумевшей

И если человек не смирится перед Промыслом Божиим, но будет продолжать роптать, тогда скорбь и печаль, возмутив сердце и отняв всякое здравое рассуждение, делает душу как бы обезумевшей. И все это происходит по той причине, что человек лишается благодатной помощи. «Бог, который налагает крест, Тот и по­могает носить крест, но помогает соизволяющим и повинующимся, а от ропщущих отходит и тако сугубо им бывает тягость» (5.148) (7, с.281).

Печаль и ропот омрачают сердце

Чрезмерная печаль и ропот свидетельствует о духовном неразумии и привязанности христианина к земному благополучию до забвения небесного, что в свою очередь омрачает сердце и делает его опустошенным, а жизнь лишенной смысла. Все это «к тому приводит, что многие сами себя смерти предают и тако временной и вечной жизни лишаются» (2.296) (7, с.282).

Какими средствами преодолевать печаль

Чтобы преодолеть уныние и печаль христианин должен постоянно принуждать себя к духовному подвигу, и особенно к молитве. Хотя это бывает и весьма трудно, но Богу, споспешествующему во спасение, все возможно. Немалую роль в этой борьбе играет размышление о смерти, о Страшном суде Христовом, о вечных мучениях грешников и блаженной жизни праведников, очистивших свои сердца от греховной скверны и водворившихся в горнем Иерусалиме для вечного упокоения и радости в Боге (7, с.335).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle