Отречение Петра

Отречение Петра
  • Дата создания: 1921
  • Техника: акварель, гуашь
  • Материал: бумага, картон
  • Размер: ?
  • В Библии: Мф. 26:69-75

Сюжет

После взятия Христа под стражу, два Его ученика, Петр и Иоанн Заведеев, решили последовать за своим Учителем. Иоанн будучи знаком с первосвященником, вошел во двор его дома и смог провести с собой Петра. Как и предсказал Христос на Тайной вечери, апостол Пётр, ожидая решения синедриона, трижды отрекся от Господа в страхе, что его тоже арестуют. Услышав пение петуха, Петр раскаялся и горько заплакал. Об отречении Петра пишут все четыре евангелиста.

«Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.  Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26:69-75).

Описание

На своей картине художник показал двор первосвященника, где вокруг костра поодаль отдыхают стражники и слуги, сидящие спиной к огню. На стене, ограждающей двор изображен петух, чей сигнал призвал апостола к покаянию.

Петр показан стоящим у стены дома, за углом: он только что трижды отрекся от Христа, о чем прежде предупреждал его Спаситель. В отчаянии он закрыл лицо рукой, не вынеся позора и ужаса предательства. Но его жест отчаяния свидетельствует о глубоком раскаянии: в отличие от Иуды, предавшего Христа и совершившего самоубийство, Петр решительным жестом отбрасывает преступные мысли. Его слезы – это слезы покаяния.

Художник строит картину на контрасте: сидящие спиной к зрителю свидетели Петрова отречения, горящее пламя костра – и мечущаяся фигура Петра. Спокойствие стражи и беспокойные движения предавшего Спасителя ученика, его порывистые жесты. Сероватая мгла над людьми, греющимися у костра, и белая стена, освещенная ярким лунным светом. Безразличие и безверие; переживание совершенного греха, глубокое покаяние и слезы. Перед нами как бы два мира – людей, живущих земными заботами, и человека, переживающего сильное духовное потрясение. Среди других работ мастера, эта картина наиболее выразительная, эмоционально насыщенная.

Рекомендуемая литература

Комментировать