Апостолы Петр и Павел

Эль Греко (1541-1614)
Апостолы Петр и Павел

Сюжет

Данный сюжет имел важное значение для Эль Греко, критянина по происхождению: во многих картинах цикла апостол Павел держит послание Титу, первому епископу Крита; кроме того, существует достаточно обоснованная гипотеза, согласно которой апостол Павел, имеющий черты несомненного внешнего сходства во всех картинах цикла, это автопортрет художника, но и это не самое важное – наиболее важным представляется само соположение фигур апостолов, обладающее особым смыслом в культурном контексте того времени. Если Пётр более или менее однозначно олицетворял католическую церковь, хотя и трактовался как персонаж, склонный к нерешительности и сомнениям, то отношение к апостолу Павлу предопределялось позицией, занимаемой теми или иными культурными кругами в религиозной полемике времени. Например, в кружке друга и покровителя Микеланджело Виттории Колонна, близком к реформаторским настроениям даже в их протестантском варианте, обсуждались именно послания апостола Павла, апостол Павел был почитаем реформаторами и скомпрометирован похвалами Лютера. С другой стороны, именно энергичный и бескомпромиссный Павел внедрял христианскую доктрину в качестве идеологической основы церковной организации. В конечном счёте, церковь призвала и обязала не противопоставлять личности апостолов, изображая их вместе, и формально картина Эль Греко не противоречит церковным догматам, сюжет воспроизводит так называемый антиохийский эпизод – богословский спор между Петром и Павлом.

Описание

Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке мастера с Крита – это противопоставление двух натур и темпераментов. Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Контрастом ему выступает апостол Петр. Он – весь в сомнениях и размышлениях. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. Интересно сопоставление рук обоих апостолов – твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной – Петра. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании.

Художник писал «Петра и Павла» в период, когда институт папства официальной Церкви подвергался со стороны ряда деятелей Возрождения серьезной критике. Петр при этом четко ассоциируется с папством, ведь он первый епископ Рима, к нему хронологически восходит цепочка всех понтификов. Таким образом, можно предположить, что апостолы противопоставлены друг другу мировоззренчески: один смиренно принимает сложившиеся устои, другой же мыслит свободно, вне каких бы то ни было рамок и ограничений.

Но если опять же внимательно присмотреться, то мы увидим на заднем плане некий столб, как будто даже специально высвеченный. Он разделяет двух апостолов. Безусловно, это часть интерьера комнаты, в которой находятся апостолы, но… Дело в том, что у Эль Греко практически нет случайных деталей, каждая имеет, помимо фактической, еще и символическое значение. Есть все основания полагать, что на самом деле этот столб – подножие Креста Христова, у которого стоят в молчании и молятся Петр и Павел.

Еще одна особенность Эль Греко, то есть грека, критянина: некоторые приёмы, использованные живописцем, далеки от ренессансной и барочной эстетики, являя собой некоторое подобие Православной иконы. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти в анфас, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Конечно, в картине нет обратной перспективы, фигуры апостолов, объёмны, есть перспектива прямая. Но ограничение глубины, плоскостной характер изображения сближает картину с иконой. Еще одна особенность, сближающая картину с иконой – это использование локального, чистого цвета.

История

В творчестве Эль Греко существует три картины с аналогичным сюжетом:

  • самый ранний вариант находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге;
  • другой – в собрания Национального музея искусства Каталонии;
  • и последний – в собрании Национального музея Швеции в Стокгольме.

Уроженец Крита, Эль Греко (1541-1614) относится к испанской школе живописи. Узнаваемый стиль художника-маньериста отличают ослепительные вспышки света, подчеркивающие фактуру ткани и ее складки, удлиненные пропорции фигур, преувеличенная экспрессия поз и движений, драматическая острота образов, нервная линеарность рисунка, колористические диссонансы. Картина примыкает к так называемому циклу «апостоладос», т. е. изображений Христа и двенадцати апостолов, создававшихся по заказам церковных иерархов и призванных украшать алтари, интерьеры соборов, госпиталей и т. д. Один из циклов апостоладос (1602-1605), украшающий собор в Толедо, бесспорно принадлежит кисти самого мастера, в некоторых поздних работах ему, возможно, помогала мастерская. Эрмитажная картина не единственное двойное изображение апостолов Петра и Павла, существует стокгольмский вариант; картина на аналогичный сюжет есть и в каталонском музее изобразительных искусств в Барселоне, известен ряд реплик.

Критика

О. Павел Флоренский говорит о том, что Эль Греко не случайно использует приемы картины и иконы одновременно. Перед нами влияние сочинения блж. Августина «О Граде Божием», где противопоставляются Два Града – Град земной (картина) и Град Небесный (икона): «Но и пользование двумя пространствами зараз, перспективным и неперспективным, встречается тоже … Этот приём составляет характерную особенность Доменико Теотокопуло… Его произведения явно распадаются – каждое на несколько, не менее двух пространств, причём пространство духовной реальности определённо не смешивается с пространством реальности чувственной. Это-то и придаёт картинам Эль Греко особую убедительность».

Рекомендуемая литература

Комментировать