Апостолы Павел и Варнава в Листре

Апостолы Павел и Варнава в Листре

Сюжет

Сюжет картины взят Йордансом из «Деяний апостолов» (Деян. 14:7-17). Вероятно, это было связано с переходом художника под воздействием его учителя и тестя Адам ван Ноорта, в кальвинизм. Однако не все искусствоведы принимают эту версию.

Прибыв в Листру – населенный язычниками город на юго-западе от Иконии, апостолы Павел и Варнава произносят христианскую проповедь. На глазах у присутствующих выздоровел хромой. Видя свершившееся чудо, народ принял апостолов за богов Зевса и Меркурия, которые «в образе человеческом сошли на землю». «Апостолы, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому… И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой».

Описание

Йорданс запечатлел на картине момент, когда апостол Павел и его спутник отвергают приготовленные им жертвоприношения жителями Листры.

Композиция картины разделена на две части: в центре Апостолы, вокруг них жители Листры, принявшие их за богов. Они с удивлением смотрят на только что исцеливших хромого учеников Христовых, на лицах их недоумение: может ли обычный человек совершит такое чудо? Не боги ли спустились с Олимпа к ним? В честь чудесного исцеления они приводят дар – корову как символ бога Юпитера. Но апостолы не принимают эти дары, поясняя жителям Листры, что они не боги, а чудесное исцеление они совершили не они, а Господь их и Учитель Иисус Христос, услышавший их молитву.

В этой картине художник выбирает необычный ракурс – зритель как бы смотрит снизу на монументальные фигуры, запечатленные в полный рост. Художник стремился раскрыть сюжет как можно нагляднее, дополнив христианскую историю бытовыми подробностями – у левого края полотна он поместил фигуру юноши, несущего на голове поленья для жертвенного костра, а у правого – женщину, сидящую прямо на земле с ребенком на коленях и с любопытством взирающую на происходящее.

Художник очень фактурно изображает фигуры людей на переднем плане. Благодаря этой манере живописи, мастеру удалось передать живую и могучую энергию, которая исходит от людей и буквально ощущается зрителем.

Составляющие композиционный центр картины фигуры апостолов, в известной мере воплощают идею нового понимания церкви в той теологической интерпретации, которую страстно проповедовал Кальвин. Так, согласно евангельскому тексту, Варнава назван в числе первых, кто продал свои земли, а деньги положил на общее благо (Деян. 4:34-37). Кроме того, Варнава и Павел являлись одними из основателей раннехристианской церкви, чьи религиозные установления Кальвин считал по-настоящему истинными и гуманистичными, нежели изощренная схоластика католичества. Наконец, комментарий к «Первому посланию к римлянам апостола Павла», составивший приложение к основному труду Кальвина – «Наставление в христианской вере» (1539), стал настоящим теологическим достижением, духовной основой реформированной церкви.

История

Картина написана около 1616 года; к ней существует подготовительный рисунок композиции, находящийся в частном собрании в Бельгии. Ранняя история её неизвестна. Предполагается, что она была написана Йордансом не по заказу, а для свободной продажи. В середине XVIII века полотно принадлежало берлинскому торговцу И.Э. Гоцковскому, и в его собрании считалась работой П.П. Рубенса. В 1764 году картина за долги вместе со всей коллекцией Гоцковского была отдана им императрице Екатерине II, тем самым явившись одной из первых картин в собрании будущего Эрмитажа.

Рекомендуемая литература

Комментировать