Св. апостол Павел

Св. апостол Павел

Сюжет

Изображение Апостола Павла появляются еще в христианском искусстве. Апостолов Петра и Павла изображали часто вместе, а иногда и по отдельности. Их образы чаще всего встречаются в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице». Отдельно фигуры Апостола Павла встречаются в деисусном чине, а также в житийных иконах.

Апостол Павел изображается обычно с восточным типом лица, большими глазами, средних лет, с лысой главой.

Описание

Перед нами изображение Апостола Павла, свидетельствующая о высоком художественном уровне исполнения мастером-мозаичистом. Перед зрителем предстает Апостол-аскет с длинным тонким носом и большим лысым лбом. Борода темная, «космочками».

Идеальная внешняя красота фигуры Апостола соединяется с аристократической породистостью типа, и неуловимостью конкретного внутреннего наполнения. Здесь наблюдается нескрытый эстетизм, достигнутая гармония и одновременно аскетизм. Как и в мозаике с изображением Апостола Петра, фигура представлена с подчёркнуто намеренным укрупнением торса и рук. Тяжёлые драпировки, облекающие торс, с одной стороны грубоваты, резки, а с другой – исполнены с некоторой изысканностью, о которой свидетельствует легкий изящный жест правой руки Апостола.

Павел не был «простым рыбаком», он происходил из хорошей семьи, имевшей римское гражданство. Он был образованным «книжником», писателем с большим литературным талантом. Поэтому на представленной мозаике образ апостола Павла выделяется особой глубиной, его всегда легко отличить от других учеников Христовых. В этом его отличие от облика Апостола Петра одноименной мозаики монастыря Хора, характеризующейся большей простотой.

История

Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре – наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески – непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города – икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Однако мозаики монастыря Хора были заново открыты в результате реставрационных работ 1948 года, оштукатуренные стены обеспечили им хорошую сохранность.

Рекомендуемая литература

Комментировать