Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Сюжет

Перед нами эпизод из жизни и деяний ученика Христа – апостола Павла, который вместе с апостолом Петром основал христианскую церковь. За праведные высказывания Павел был схвачен и казнен римским императором Нероном.

Описание

Рассмотрим картину Сурикова, которая представляет для нас неподдельный интерес.

Местом действия здесь избран дворец римского проконсула в Кесарии. В большом зале на постаментах мы видим стоящие мраморные изваяния римских богов и императоров, которым обычно поклонялись римляне. Возле них на возвышении установлен трон для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Береники.

Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу и изображены почти в профиль к зрителям. Поэтому создается впечатление, что Павел излагает свои взгляды Ироду Агриппе, отвечает на его вопросы. Между Агриппой и Павлом сидят Порций Фест и Береника, обратив свои взоры к Павлу. Они не принимают участия в споре, будучи лишь сторонними наблюдателями.

Такое расположение фигур художник выбрал не случайно. Его задачей было показать взгляды присутствующих. Для этого он гениально выстраивает нужную композицию.

Как известно из Писания, вызывая Апостола Павла для выяснения его позиции, Фест заявил, что сам он не в курсе религиозных разногласий иудеев, тогда как иудейский царь, напротив, был знатоком Писаний.

По этой причине Апостол, излагая свои взгляды, обращается к Агриппе, как к лицу компетентному, и даже в конце речи воззвал к Агриппе, прося его подтвердить перед Порцием Фестом правильность своих ссылок на тексты Писания. Как известно, Агриппа на справедливые аргументы Апостола Павла ответил отрицательно. Противопоставив царя Ирода Агриппу и апостола Павла, Суриков в их образах показывает лукавство иудаизма и правоту христианства, которое нисколько не отвергает ветхозаветных Писаний.

Итак, выстраивая гениально композицию, художник показывает столкновение религиозного мировоззрения: равнодушие язычества, законничество иудаизма и истинность христианства, в котором исполнились ветхозаветные пророчества.

Мы видим, что Апостол Павел противостоит глубиной истинной веры и знанием Писания трем его знатным слушателям, впавшим в заблуждение относительно истин веры.

Художник изобразил апостола Павла на картине стоящим в полный рост. На нем простой серый хитон из грубой ткани, подпоясанный веревкой. Через плечо перекинут светло-синий плащ из такой же простой материи. Апостол не так красив, как его оппоненты, но в его взоре мы видим силу веры.

В глубине зала Суриков, помимо главных лиц, разместил второстепенных персонажей: римских легионеров и горожан, размыкая тем самым пространство дворца, украшенного мраморными колоннами и статуями.

Царь Агриппа изображен во всем блеске славы и богатства. Одежда царя расшита золотом. На голове золотая диадема с крупными драгоценными камнями: рубином, сапфиром и топазом, завязанная на затылке красивой голубой лентой с золотыми кистями, концы которых свешиваются на плечо. Красные чулки и сандалии с золотой пряжкой довершают его наряд.

На его лице следы усталости от бурных страстей восточного владыки, не знающего отказа своим желаниям.

Совершенно иной образ Феста. На римском проконсуле под белой тогой темно-красная туника с простым круглым вырезом у шеи, дорогие сандалии с золотыми пряжками и богатая консульская цепь. Гладко выбритое бледное лицо римского патриция отличается от лица царя Иудеи и типом, и цветом, и выражением. Проконсул Фест также внимательно слушает Павла, но в его скептическом взгляде отражается холодный ум и осторожность человека, искушенного в философских спорах и ораторском искусстве. Однако речь Апостола Павла вызывает в нем скепсис.

Иначе реагирует на проповедь Павла Береника. Блестящий взгляд черных глаз она устремила чуть снизу на Павла, внимательно слушая его слова. По всему ее облику видно, что речь Апостола тронула ее сердце, в глубине ее души сомнение и неизвестно, что будет дальше.

Итак, мы видим, что художник сумел наделить индивидуальными чертами отвлеченные персонажи, он также смог передать их психологию

Не лишена картина и живописных достоинств: ее сдержанные краски гармонично связаны общей тональностью, при этом цветовое решение неизмеримо свежее и живописное.

И еще одну возможность сюжета использовал Суриков – возможность показать, как сила убеждения, пронизывающая все существо проповедника, способна влиять и на других людей, притом людей совершенно иного склада, иных верований и мыслей. В этом отношении не случайно с таким вниманием конкретизировал Суриков образ царя Ирода Агриппы, представляющего в картине религию иудаизма, и образ проконсула Порция Феста, представляющего языческую религию Рима периода упадка. Обе эти религии в своих принципах враждебны христианству, догматы которого проповедует Ироду и Фесту Павел. И тем не менее сила его убежденности и веры так велики, слова его так пламенно красноречивы, что вызывают если не согласие с ними у его слушателей, то, во всяком случае, начало глубокого раздумья.

История

Картина была написана Суриковым по окончании Императорской Художественной Академии в качестве конкурсной работы. Обычно выпускникам заранее давали определенную тему. Такой темой была история раннего христианства. Для раскрытия ее нужно было начинающему художнику исполнить малоизвестный эпизод. К участию в конкурсе были допущены: Суриков, Загорский, Творожников и Бодаревский. Для своей картины Суриков выбрал эпизод из истории Апостола Павла. «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». В строгом соответствии с текстом Деяний святых Апостолов художник запечатлел римского гражданина Павла в тот момент, когда тот, простерши руку, стал говорить в свою защиту (Деян. 26:1).

Материалом для картины также послужило сочинение Э. Ренана «Апостол Павел». Сам художник свой выбор мотивировал тем, что ему всегда была близка тема защиты христианства. «Первые века христианства с его подвижниками и мучениками, фигуры вдохновенных проповедников новой веры и их страдания на крестах и на аренах цирков – все это влекло к себе величием и силой своего духа», – писал Суриков. Несмотря на то, что сюжет, предложенный Академией, был сложным, выпускник приложил огромные усилия, чтобы создать внутренне содержательную, обоснованную композицию. И это ему удалось. Однако вокруг картины среди членов Академии разгорелись споры по вопросу о присуждении Сурикову золотой медали. За эту картину Суриков в 1875 году удостоился звания классного художника первой степени. Ему дана была возможность поехать в пансионерскую поездку за границу, однако художник предпочел остаться на родине, чтобы расписывать только что отстроенный храм Христа Спасителя.

Критика

Тема, выбранная художником, была неоднозначна и вызвала недоумение писавших о Сурикове: «Как видите, дело до того мелкое, неважное, эпизод до того лишенный интереса, я уже не говорю страстных порывов, что остается удивляться, да почему же на нем остановился академический Совет?».

Другой автор писал: «Выпускникам была предложена бессмысленная – мертвая тема, типичная для академических заданий».

Однако Суриков отнесся к этой теме иначе. Вспомним, что, рассказывая впоследствии о годах пребывания в Академии, он сообщил, что в то время его увлекали: сначала древние века, античность, Египет, затем всемирно могущественный Рим и, наконец, воцарившееся на его развалинах христианство. «Первые века христианства с его подвижниками и мучениками, фигуры вдохновенных проповедников новой веры и их страдания на крестах и на аренах цирков, все это влекло к себе величием и силою своего духа. Заданную мне картину «Апостол Павел проповедует Евангелие Императору Агриппе» я писал с увлечением, совершенно не замечая того, что и она мне чужая и я ей чужой».

Рекомендуемая литература

Комментировать