Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел

Сюжет

Основой изображения Первоверховных Апостолов является апокриф «Деяния Павла и Феклы» – описание внешности апостола Павла: это человек «лысый, низкорослый, со сросшимися бровями, с носом выступающим». Эти характерные черты делают легко узнаваемыми изображения апостола Павла. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой. Одеяния апостолов – хитон и гиматий; в руках они обычно держат свитки (реже – кодекс) с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью; у апостола Петра могут находиться в руках ключи (Мф. 16:19). Именно таковыми предстают Первоверховные Апостолы в традиционной иконографии в Византии и на Руси.

Описание

Для раннехристианских времен апостолы Петр и Павел, несомненно, являются наиболее часто изображаемыми. С IV в., когда был установлен день их совместной памяти, появляются и их совместные иконы. Очень выразительна фреска конца XII в. из монастыря Ватопед на Афоне; в сохранившемся фрагменте апостол Петр изображен с седой кудрявой бородой и шевелюрой, а у Павла широкий, до самого темени, лоб и гладкая темная борода. Восточные лица с большими глазами и крупными носами находят себе ближайшие аналогии в мозаиках Хосиос Лукас. Фигуры тяжелые и плоские, линии отличаются особой жесткостью, лица обработаны при помощи резких зеленых теней, отсутствует развитая система тонких бликов. Лица расчленены белыми линиями, образующими сложные декоративные узоры. Линейная стилизация, принявшая гротесковые формы, окончательно вытесняет блики и моделировку. Такая манера письма была широко распространена на протяжении всей второй половины XII века, и особенно в Фессалониках..

Совместное изображение апостолов Петра и Павла, начиная с IV в., получает широкое распространение и как символ соборности Церкви – в это время Первым и Вторым Вселенскими Соборами был выработан и утвержден Символ веры.

История

Хиландарский монастырь – один из двадцати восточно-православных монастырей на горе Афон в Греции и единственный сербский монастырь. Он был основан в 1198 году Стефаном Неманем (святым Симеоном) и его сыном святым Саввой. Святой Симеон был бывшим великим князем Сербии (1166-1196), который после отречения от престола принял монашеский постриг и стал обычным монахом. Он присоединился к своему сыну святому Савве, который уже был на Афоне и который позже стал первым архиепископом Сербии. С момента своего основания монастырь стал центром сербской религиозной и культурной жизни, а также взял на себя роль «первого сербского университета». Он занимает четвертое место в афонской иерархии из 20 суверенных монастырей.

Рекомендуемая литература

Комментировать