Пасхальная заутреня в Малороссии

Пасхальная заутреня в Малороссии

Описание

Николай Корнилиевич Пимоненко известен как мастер световых эффектов. В «Пасхальной заутрене» именно свет создает богатую феерию чувств великого христианского праздника. Приверженность национальным традициям, внимание к быту, фольклору народа сближает также искусство Пимоненко с национально-романтическими веяниями в русской культуре и искусстве.

На картине праздник изображен на фоне умиротворенного пейзажа. Живописец изобразил на картине прихожан маленькой деревянной церкви, пришедших на Пасхальную службу.

Перед зрителем показаны традиционные для Руси атрибуты пасхального торжества: куличи и крашеные яйца, которые создают настроение общей радости. Уже светает, но дети еще играют, не чувствуя усталости, а взрослые после долгих предпраздничных хлопот беседуют друг с другом.

Сидящие на траве женщины вполголоса что-то обсуждают, на коленях одной из них уснула, утомившись, дочка. Празднично одетые девушки радостно улыбаются, беседуя друг с другом.

На заднем плане нескончаемая череда крестного хода заходит в двери маленькой и тесной церквушки. На общем фоне выделяется девушка в белой свитке. Это настоящая украинская красавица в праздничной одежде, с чёрной косой и красным венком на голове. Общий мотив рассвета, весны подчеркивается трогательной, освещенной рассветными лучами фигуркой девушки со свечой в руке и нежными белыми цветами на деревце рядом.

Большую роль на этой картине играет свет. Многочисленные огоньки свечей и наступающий рассвет делают картину по-гоголевски мистической и сказочной. Красота весенней природы заставляет забыть обо всех мелочах, задавая картине её удивительно гармоничное звучание. Художника можно по праву назвать мастером световых эффектов: теплый свет от многочисленных свечей в сочетании с предрассветной дымкой передает богатую палитру чувств, которую испытывают участники великого христианского праздника.

История

Русско-украинский живописец Николай Пимоненко родился в 1862 году под Киевом в семье резчика по дереву. Первое время он учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а позже стал студентом Киевской рисовальной школы. В 1882 году он поступил в Академию художеств, где занимался вольнослушателем в классе Владимира Орловского – выдающегося русского пейзажиста. Северный климат плохо повлиял на здоровье Пимоненко, и ему пришлось вернуться в Киев, так и не окончив академии. Здесь он преподавал и продолжил поиск своего пути в мире живописи.

В 1880-х Пимоненко активно выставлялся на академических выставках. К концу десятилетия главной темой в его творчестве стало изображение жизни украинского села. Он писал быт и труд простого народа в поэтических тонах, часто в его работах жанровая живопись встречалась с выразительными пейзажами.

«Пасхальная заутреня в Малороссии» была написана художником в 1891 году. В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Пасхальная заутреня в Малороссии» Николай Корнильевич Пимоненко получает звание почетного вольного слушателя Императорской Академии художеств.

Рекомендуемая литература

Комментировать