Array ( [rmcookie] => S:oRoxpKBcuwfoVizlyCVicOyPvFwYP4zpfIpNil2nyG5k0rujyG5dH43HGkV4kpUWdbZeoJpILtfsl5UulD5jZiIZYQTo0Q226OBPxiAlwVcmwMM1r96yTySgpTYvMOhoteCFxjNws7bOZFSpqzAffM3vnrb_EpNVmcrovxhFeq5VEikH9hGysRDm0spz-7o2wXRJK1T4Hd80VNEwuEOeH07BkoQxxqGIVzduW57p0OO4GjQrqYVTC8lmTNteCXQ4i4RGuY6qyWQLwI4_Myh1eHAVdF2EHogV5E0wQGoCL6NOS6-AKLEAQ-b9tpxW6nVImMIKBcNCFL8kWWet0qCz65XBv3ndO9Y6W8ZyI-MBmsdt2FRdgIMACEAgn92u7-W1jKa9fXMKCzVWyG2BED0tZ6-4-prOXIVEcx4EWSk8Twf8_jxMDdiB_hIWvmL8KewV-HrnG9ehwgLFy2uA7LswVdNIPVSUT3tpeF5qbPf8zhvL8QSU_Kj8dWQImZQ1gM_rkeA7fe2jcTQzpJRQy96OXTDNdi2VAhKqH_3GHY8x6HYmurX974sRA6CX33TnGejWdB4owpI4hoH6daHNIkuCAlV7T7TR3_QlzhEjFGosXpVJbuUlQFRl_RWqEqQKRyPxT2djQlV6hazYP8I1 [_gcl_au] => 1.1.856325895.1711643196 [_ga] => GA1.2.1784591609.1711643197 [_ym_uid] => 1594748287252902691 [_ym_d] => 1711643197 )

Экклезиаст, или Суета Сует и всяческая суета

Экклезиаст, или Суета Сует и всяческая суета

Сюжет

Библейский сюжет повествует о размышлении о человеческой судьбе, о смысле его бытия из уст царя Соломона, прославившегося своей мудростью. Размышляя о земной жизни, ее и о жизненном пути человека, пришел к выводу, что всё мирское есть суета. Рано или поздно эта жизнь с ее мирскими благами, заботами, утрачивает свой смысл. Важным остаётся лишь сердце, преданное Господу. Название работы происходит от фразы царя Соломона, которая записана в книге Экклезиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл.1:2).

Описание

На картине представлен царский дворец: мы видим роскошные покои, украшенные золотом, дорогим мрамором с изысканной инкрустацией. В центре на троне, фланкируемым статуями львов, символизирующими могущество царской власти, восседает проповедник Экклезиаст, облаченный в богатые одежды из тонкого белоснежного виссона и золотистого бархата.   Взгляд его задумчив и исполнен печали. Голова опущена вниз, руки лежат на мраморных подлокотниках – кажется, что царь обращается к подданным, но, погруженный в свои мысли, ведёт скорее внутренний диалог с самим собой. Сбоку от него сидит чтец с раскрытой книгой, в руках его перо – в любую минуту по велению своего господина он готов приняться за работу – написанию мудрых изречений. На мраморных ступенях, расстелив циновки, возлежат услужливые рабы, готовые исполнить в любую просьбу убеленного сединами мудреца. Их лица обращены к господину, они внимательно слушают его изречения, стараясь понять их смысл. Картина написана в стиле эклектики, где присутствуют и черты академизма, для которого характерна строгая, уравновешенная композиция, четко расстановленные фигуры, и черты модерна с его декоративизмом, эмоциональной выразительностью.

Здесь полностью отсутствует динамика, нет никакого движения, а лишь спокойное и неторопливое течение жизни, в которой, по словам Соломона, есть «суета и томление духа». Эту же фразу мы видим написанной на мраморной панели, рядом с лежащими на парапете свитками – произведениями известных мудрецов и философов. Подлинная мудрость и непреходящий смысл жизни обретается не бренном мире, где властвует смерть, а в общении с Богом, источником жизни вечной. Там все земное умолкает, расточается, уступая место непреходящей и вечной милости Божией, попечительствующей о всей твари.

История

Полотно было записано в 1899 году, за три года до смерти художника. Над картиной мастер трудился на протяжении шести лет. Уже в 1900 году «Экклезиаст» вошёл в состав экспозиции Русского отдела, организованной в Париже Всемирной выставки.

 

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 15.04.2024

    Композиция картины академически выстроенная, уравновешенная, ее центром выступает сидящий на троне Экклезиаст. Он главный в этой работе, и смыслово, и композиционно, на него зритель прежде всего обращает внимание.
    Но работа строится так, что взгляд, обращаясь к центру композиция, возвращается обратно, чтобы вновь начать движение вглубь картины, но уже постепенное, внимательное движение. К трону с восседающим на нем старцу направляют и две лежащие по диагонали фигуры, и направленные взгляды к царю всех героев работы, а также ступени, начинающиеся в самом низу изобразительного пространства. Произведение словно показывает, что глубокую мысль нельзя постичь сразу, впечатлением, с первого раза, познакомившись с ней впервые. Нужно отойти чуть в сторону, а потом медленно, как по ступенькам, двигаться вглубь, к осмыслению…
    И уже потом, изучив детали, нюансы, взгляд остановится на лице главного героя, на жесте раскрытых в разные стороны рук, и можно будет соотнести и название картины, и выражение лица проповедника, и положение его рук…
    Декоративности, многочисленные и разнообразные орнаменты, обилие золота и другие черты модерна придают четко выверенной работе изысканность.

    Ответить »