Христос и самаритянка

Христос и самаритянка

Сюжет

Генрих Семирадский неоднократно обращался в своем творчестве к образу Христа, в том числе к одному из самых распространенных в раннехристианском искусстве сюжетов ‒ встрече Христа с самаритянкой у колодца. Этот сюжет мы встречаем в Евангелии от Иоанна: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:5-7). На эти слова женщина удивляется: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются?» (Ин. 4:9). Христос отвечает ей, что Его просьба, действительно, не соответствует Его положению. Но не в том смысле, что Он ‒ иудей, а в том, что Он по отношению ко всем людям ‒ Дающий, а не принимающий от них. Он раздает несравненно высший дар, чем тот, который Ему могли бы дать люди. Этот Божий дар он обозначает как живую воду. Он отвлекает мысль самаритянки от простой воды к воде духовной, подразумевая под ней благодать Святого Духа. Простая вода не может навсегда насытить человека. Выпив такой воды, захочешь пить снова. Но есть вода иного рода, которая навеки может утолить жажду человека: «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14).

Описание

В пик своей известности и популярности Семирадский пишет картину «Христос и самаритянка». Он умело объединяет евангельский сюжет и эффект пленэра. Благодаря этому создается естественность и достоверность изображенного в картине. Художник мастерски передает прохладу тенистой аллеи платанов, где находится колодец: зритель чувствует вкус прозрачной прохладной воды в летний полуденный зной. Такова прохлада и сладость божественного Слова, которую вкусит всякий страждущий, приходящий к Христу.

Вдалеке легкая дымка из воздуха, которая предполагает знойный день. С большим знанием эпохи автор рисует костюм самарянки со всеми украшениями – кистями, ленточками, браслетом, намекая на ее легкомысленный образ жизни.

В центре полотна – Иисус Христос. Он вместе со своими учениками возвращается в Галилею из Иудеи. Лицо его и глаза с добрым пониманием обращены к этой заблудшей женщине. Иисус беседует с ней открыто, говорит о Своем предназначении Мессии, они ведут разговоры на духовные темы и в сердце той самаритянки возникает любовь и искра Божия.

В отличие от многих современников Семирадский в изображении Христа следует традиционному каноническому образу, уходящему своими корнями в раннехристианское искусство, подчеркивая внешнюю красоту Иисуса и Его духовное благородство. Но переносит действие евангельских сюжетов во вполне конкретный пейзаж, написанный практически с натуры, правдиво отражая все красочное богатство окружающей природы, все изменения цвета в зависимости от состояния световоздушной среды. От этого композиции приобретают чрезвычайно лиричный оттенок, что снимает с изображенных сюжетов налет отстраненности и трансцендентности и делает их очень близкими, задушевными, исповедальными.

История

Долгое время художник проживал в Италии, где и начал активно работать над созданием целого цикла библейских сюжетов. Одной из первых созданных им картин стала «Христос у Марфы и Марии», следом за ней последовало полотно «Христос и Самаритянка». Несмотря на монументальность полотна, художнику удалось создать его достаточно быстро. Рим был тем самым городом, который воодушевлял художника, где ему было легко творить.

Рекомендуемая литература

Комментировать