Array ( )

Поцелуй Иуды

Поцелуй Иуды

Сюжет

Тема произведения – последние дни жизни Иисуса Христа на земле, а именно момент предательства Иуды, подавшего в виде поцелуя условный знак для стражи, чтобы схватить Спасителя. Христос с апостолами в это время пребывал в Гефсиманском саду. При выходе из него ночью, в окружении толпы, и произошло всё событие. Иуда за предательство Христа получил 30 сребреников.

Описание

Действие происходит ночью. Свет луны и фонаря в руке одного из участников событий ярко высвечивает лица персонажей. Зритель видит доспехи стражников, их руки, готовые схватить Спасителя. Фигуры Иисуса Христа и Иуды не в центре, а смещены влево: Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда, схватив Его, сейчас поцелует Его, подавая знак страже, что это Учитель, Сын Божий – Тот, Кого они собираются схватить. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. Христос под натиском толпы отпрянул назад, руки Его сцеплены в замок, глаза опущены, выдавая крайнее душевное и телесное напряжение – секунда, и всё будет кончено.

На заднем плане сплошная тьма. Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.

Изображение необычайно реалистично. Мы видим каждую морщинку, жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна, который кричит, осознав весь трагизм происходящего. «Поцелуй Иуды» – это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Иуды художник изобразил безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд; Он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на Его лице.

Блеск доспехов, ярко освещённые части лиц и рук с морщинами и набухшими венами, позы и мимика участников на фоне кромешной тьмы придают полотну особый накал, дополнительную трагичность и реалистичность.

Иуда у Караваджо – предатель с больной душой. Тайна его падения заключается не только в предательстве, но и в гордости, в отсутствии любви к Богу. Ведь от Спасителя отрекся и Апостол Петр, позже полностью покаявшись в своем поступке и не отступивший от веры в Бога. Иуда не только утратил веру в Бога; самое страшное, что он утратил веру в милосердного Бога. Художник мастерски выразил признаки уродливой души в освещённом профиле Иуды. Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла.

История

Караваджо написал «Поцелуй Иуды» будучи уже широко известным мастером. Это был заказ влиятельного поклонника и покровителя, постоянного клиента, римского аристократа, банкира Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса. Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив её.

Критика

Одним из первых оценил творчество Караваджо фламандец Карел ван Мандер: «Ибо он единственный, кто мало обращает внимания на работы других мастеров, но, однако, открыто не хвалит и своих. Он считает, что все картины не что иное, как безделушки, детские работы или пустяки, независимо от их сюжетов и от тех, кто их написал, за исключением тех случаев, когда они заимствованы из жизни, и ничего не может быть лучшего, как следовать натуре. Отсюда следует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет… Все же его живопись такова, что она нравится своей исключительно красивой манерой и является примером, достойным подражания для наших молодых живописцев».

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 17.03.2024

    Картина «Взятие Христа под стражу» («Поцелуй Иуды) буквально наполнена шумом и движением. Здесь показано, как происходит арест Спасителя. Вот только Иуда собирается исполнить свое: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мк, 14:44), только тянется с поцелуем ко Христу, приобняв Его, как к Нему уже грубо тянется закованная в доспехи рука стражника. Другой стражник хватается за развивающийся край одеяния кричащего в ужасе от происходящего апостола Иоанна.
    Здесь мы снова можем говорить о контрасте света и тени, но здесь есть и другой контраст, тот, который особенно очевиден благодаря резким фрагментам света, вырывающего изображения из темноты: красивое лицо Христа и уродливое, отталкивающие – Иуды, совсем рядом. Это буквально зримая антитеза добра и зла.
    На фоне всего происходящего, мелькающего, напряженного движения лицо Спасителя спокойно, но не отрешенно: в нем – видна внутренняя боль. От того, что сейчас творят Иуда и все пришедшие, причем не с Ним, а с собственными душами. А еще Он уже видит, что настали те испытания, знаниями о которых была наполнена недавняя молитва Христа (см. (Лк. 22: 42). «Опущенные глаза – символ посмертного изображения. Иисусу тяжело рядом с Иудой еще и потому, что он – вестник вплотную приблизившийся смерти», — пишет Наталия Боровская (Боровская Н. Ф. Караваджо. Между Ренессансом и барокко. М.:БуксМАрт, 2002, С. 229). Спаситель уже идет по Своему страстному пути.

    Ответить »