Array ( [_ym_uid] => 1654508441808205676 [_ga] => GA1.2.1902246210.1671352136 [__gsas] => ID=16ad9174fb71c1b9:T=1680689807:S=ALNI_MZis_t_Y9rOWjCKBTqd8R0XuR87Nw [_ym_d] => 1703349638 [_gcl_au] => 1.1.1388633402.1711896944 [_gid] => GA1.2.621425321.1714143508 [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [_ym_isad] => 2 [rmcookie] => S:6k1rZ230HX0m7UOSb0Xzl2Vs0x1QtCTSQuHepT2BGLwuxTLjeKK55VhsJdSM11rdQE2mPLYQEjLSTErIJM7Zo9qAdmu8BlVQMW_ynL8IjhuDKX400qQ9pnjs5I6zMQDKO681N_quDGrjJOXQo05mnqpHeO-js72aidvfpWd0wDHZ4_FKGnWc935Deq-fNSOodOLflUvmo9s2OkSn510BR2OxvTrmiAnP_L1X2sfw7NJNxzal3FGHH4YYD17rdTnYa71NTRnqF8LIUYUMyzNxZ9iQ5KBPMfZnAoDwQj78LRrmxDYoIXNtd9zDHiacHggJJQf0l4bDP3Ip9DRHHtOY0GpQuyrP441uSap5YOGulzokQcH9L5A_hQb7YD3TkCEunC3jAJIGgt2nU12D2afra6VBq-_bCBV8I8qLxtA9qz3ROOz4E6DyTYt2_jaepvsBNrBbN7eGxob7B0GnjfZ2Qc-46BHPLGDOA1zlfnxqTv4uqta_0SqXilIqRsAc05298yrxG7dOFX2VskWRe4yQJ_Dx7l-3BL_YqvrfB9h7-21Ejn08Mz8A4hO9W33i79AHbbK-09AXAzXFa0H3i4fw9EFhuDYZf6yccIBvW7Z47eJclt0BgXrKOFMFhxS_0pQ8rGAq6-d-o-FcyRwcsjz4D-OXeqTJfyfx [otrid] => S:V3xKcq_zx95A2Zn2XzQ3ZRkkCDvvbEE_1USwcruaEk_wJ1nKYV4lIidOG43my1HgBfNRBgYbYO29B--yBMYqQCG99AcfBZX-H6eWjrlplicG7CCBvz5RQfLufd322eCUdz7tEaSCIJU5qu4KNkT-ZT_anf11aHO8e0nVhuoVdjVfysuyswBv4YwbMpvtb9hEe89_rIxsSv_TkQtbNyMjk2FHfA41gVhHV2A= [_ym_visorc] => b )

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Сюжет

Данная работа художника была написана на основе библейской истории, которая содержится в книге Исход: «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет» (Исх. 2:2-4). Находясь долгое время в египетском плену, народ Израиля умножался, что сильно тревожило фараона, видевшего в этом увеличении численности чужеродного племени опасность для своей власти. Чтобы уничтожить народ Израиля, он приказал умерщвлять всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола. Чтобы спасти своего сына – будущего пророка и спасителя израильского народа Моисея от смерти, его мать Иохаведа решила пойти на хитрость. Три месяца она скрывала свое дитя, а затем, не могши долее скрывать, положила его в предварительно осмоленную корзину и поставила её в тростнике у берега реки. Возможно, мать оставила в этом месте корзину не случайно, но зная, что дочь фараона ходит туда купаться, и надеясь, что обнаружив ребенка, та пожалеет его и спасет (что, собственно, и произошло).

Художник представил на картине сцену прощания матери Моисея, Иохаведы, со своим сыном.

Описание

На картине художник на переднем плане изобразил двух женщин. Одна из них с нескрываемой тревогой и страхом смотрит вперед, поставив перед собой корзину, в которой лежит младенец. Рядом с ней другая, которая смотрит на младенца по-иному: здесь и печаль расставания с ним, и надежда, что в будущем его жизнь будет вне опасности. Первая женщина – мать младенца Моисея Иохаведа. Она облачена в красное платье. Рядом с ней его сестра Мариам. Обе они тайком принесли младенца к берегу реки.

Младенец в корзинке мирно и безмятежно спит, еще одно мгновение и он будет оставлен родными ему людьми.

На заднем плане пред зрителем предстает пустынный египетский пейзаж: тихая и спокойная гладь величественного Нила простирается вдаль, в раскаленной от жары дымке тают очертания высоких пирамид. Чуть склонившие свои кроны над рекой пальмы дают легкую прохладу. Однако безмятежность пейзажа контрастирует с состоянием тревоги матери и ее сестры: достаточно одного взгляда на женщину в красном платье на переднем плане, чтобы понять ее страх за будущность своего сына.

Будучи прекрасным портретистом, художник на картине уделил особое внимание лицам матери и ее сестры. Реалистично переданы эмоции и внутренние переживания Иохаведы, а также печаль и надежда Мириам. Произведение наглядно демонстрирует замечательные художественные способности и врождённый талант мастера.

История

Над этой картиной художник работал в течение трёх лет – с 1839 по 1842 год. В это время живописец находился в Италии, куда был отправлен в качестве пансионера Императорской Академией художеств. Можно сказать, что именно 30-е и 40-е года XIX столетия стали расцветом творчества Тыранова.

Критика

Исследователь творчества Тыранова, искусствовед Т.В. Алексеева пишет, что «Тыранов был одним из самых любимых учеников. Восприимчивый и талантливый и вместе с тем очень прилежный, он вызывал у Венецианова нежную симпатию… «успехами и поведением» он даже «породнил себя со своим наставником»». Эта трогательная сцена вызвала положительные отзывы у современников, которые, отмечая сходство с Венециановым, отмечали, вместе с тем самостоятельность художественной манеры живописца.

Рекомендуемая литература

Комментировать