Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона

Сюжет

Жизнь пророка Моисея тесно связана с жизнью его народа. Вся книга Исхода – это повесть об обретении еврейским народом религиозного самосознания, политической независимости и самобытности. И начинается она с рождения младенца, который, затем, и станет духовным вождем этого народа. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона об уничтожении новорожденных еврейских мальчиков: их надлежало топить в реке. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена избавиться от него. Однако она не стала лишать его жизни, но, положив его в корзину, отнесла его к реке и оставила на берегу, в тростнике. Там его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом: «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей» (Исх. 2:5-6).

Описание

Библейские мотивы всегда преобладали в творчестве художника. Он будто чувствовал, что ему отпущено совсем немного времени на бренной земле, и все чаще обращался в мыслях к Богу.

В центре картины художник изображает служанку, протягивающую руки к корзине с младенцем. Ребенок, глядя на нее протягивает ручки. Другая служанка подталкивает корзину к берегу. Чуть правее в окружении свиты, на расстеленном ковре стоит, приготовившись к омовению, молодая женщина – дочь Фараона. Она облачена в белую сорочку из тонкой льняной ткани, подпоясанную синим платком. Ее взор, направленный на беспомощного младенца, исполнен нежности и сочувствия к беззащитному дитяти. Одной рукой она сжимает ладонь служанки, поддерживая ее, чтобы по неосторожности она не упала в воду, другая лежит на поясе. Рядом с царевной слуги с опахалами из белых перьев, немного поодаль – навьюченный верблюд с каретой, наверху которой сидит погонщик. Возле реки редкие деревья, на заднем плане показан пустынный пейзаж с мягкими изгибами холмов и едва виднеющиеся в тающей в нежно-розовой дымке очертания древнего города. Нежные, словно светящиеся краски, порывистость протянувшей руки к младенцу египтянки, пухлые ручонки малыша, – каждый мазок выполненной в золотистых тонах картины совершенен. Мастер передает чувства молодой женщины, ее сострадание и нежность к беззащитному младенцу, в картине нет драматизма – напротив покой и умиротворение на фоне дремлющего пейзажа.

Рекомендуемая литература

Комментировать