Моисей превращает жезл Аарона в змея

Моисей превращает жезл Аарона в змея
  • Дата создания: 1645-48
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 92×128 см
  • В Библии: Исх. 7:10-13

Сюжет

Никола Пуссен – французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины – на историко-мифологические сюжеты. Сюжет о чудесном превращении жезла Аарона в змея описывается в книге Исход: «Моисей и Аарон пришли к фараону [и рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил [им] Господь» (Исх. 7:10-13).

Жезл, брошенный Аароном, как полагают, был жезлом Моисея. Возможность чудесной трансформации жезла Моисея в змею была обеспечена Божественной силой. Благодаря этой возможности Моисей мог подтвердить как своим соплеменникам, так и иным лицам, что ему действительно явился Господь, и что он – посланник Божий, исполнитель особого Божественного повеления (Исх. 4:5). Жезлы же египетских волхвов были «превращены» в змей не Божественной силой, но колдовскими (магическими) чарами. Тот факт, что жезл, брошенный Аароном, поглотил жезлы волхвов, свидетельствовал о могуществе Единого и Истинного Бога и о ничтожности египетских лжебогов.

Описание

На представленном полотне Моисей предстает перед нами старцем с длинной седой бородой. Он облачен в струящуюся тогу из дорогой ткани. Рядом с пророком процессия волхвов, облаченных в роскошные одежды. На лицах их испуг и удивление одновременно. Действие происходит в просторной зале, справа и слева художник изображает драпировку, играющую роль кулис. Жесты персонажей нарочито выразительны. Мастер чеканной, ритмичной композиции художник из первых оценил монументальность локального цвета: на картине мы видим гармоничное сочетание желтого и оранжево-алого цветов с контрастным белым цветом. Свет падает на главных персонажей, тогда как второстепенные остаются как бы в тени.

История

Данное полотно относится ко времени пребывания художника в Риме.

Рекомендуемая литература

Комментировать